Корабли пиратов "Золотого века". Происхождение пиратских кораблей |
Разумеется, ни один корабль не строился специально на роль пиратского. В отличие от военно-морских флотов и даже каперов, пиратам приходилось приспосабливать под свои нужды то, что было под рукой. Пираты получали корабли тремя способами. Во-первых, корабль мог захватить взбунтовавшийся экипаж. Во-вторых, сам капитан корабля мог заняться пиратством, хотя такое случалось нечасто. В-третьих, что случалось чаще всего, пираты захватывали корабли. Иногда захват происходил прямо в порту. Так Джек Рекхем угнал шлюп William из Нью-Провиденса в августе 1719 г. с помощью Энн Бонни.
Печально известный Генри Эври стал пиратом в результате мятежа команды. В 1694 г. приписанный к Бристолю 30-пушечный капер Charles II встал на якорь у испанского порта Ла-Корунья. Капитан корабля получил от испанской короны разрешение на каперскую деятельность в районе французской Мартиники. Началась подготовка к походу в Вест-Индию. Капитан Чарльз Джонсон так описал происшедшее: "На одном из кораблей, которым командовал капитан Гибсон, первый помощник капитана Эври, отличавшийся больше хитростью нежели смелостью, вошел в доверие нескольким безрассудным членам команды. Узнав их настроение Генри Эври решил, что они подходят для осуществления его плана. Тогда он предложил угнать корабль, суля неисчислимые богатства, какие можно будет добыть у побережья Индии".
Эври начал действовать, воспользовавшись тем, что капитан напился. Он уже выявил всех членов команды, лояльных к капитану. Когда те покинули палубу, люди Эври закрыли все двери и люки: "Когда заговорщики поняли, что все чисто, они заперли все люки, спокойно снялись с якоря и покинули бухту, хотя там стояло еще несколько кораблей".
Эври переименовал корабль в Fancy и взял курс на Мадагаскар. В районе африканского побережья Эври выпустил капитана и оставшихся верных ему матросов. Всего вместе с капитаном ушли чуть больше дюжины человек, а у Эври оказался экипаж численностью более сотни пиратов.
Пират Томас Анстис вступил в сговор с несколькими товарищами и угнал шлюп Buck из Род-Айленда в 1718 г. Это был не мятеж, а именно угон, так как большая часть экипажа находилась в этот момент на берегу. Подобная история произошла с капитаном 16-пушечного корабля Gambia Castle, принадлежавшего Королевской африканской компании. Старший помощник капитана Джордж Лоутер вместе с армейским офицером Джоном Месси взбунтовал команду корабля у западноафриканского побережья в 1721 г.
По данным Редикера (1987), на британских судах в период между 1715 и 1737 г. отмечено 48 мятежей. Из них 16 мятежных экипажей занялись пиратством. Кордингли (1995) утверждает, что за весь период "золотого века пиратства" путем мятежа экипажей в руки пиратов попали не более 20 кораблей. Генри Эври, Томас Анстис и Джордж Лоутер представляли собой исключение, но не правило.
Каперы-капитаны, занявшиеся пиратством, встречались еще реже. Наиболее известен капитан Уильям Кидд, чей каперский корабль был построен и оснащен на деньги лондонских спонсоров. Сэр Генри Морган, каперствоваший в конце XVII века, не делал особого различия между каперством и пиратством. Когда война между Англией и Испанией, оправдывающая деятельность Моргана, подошла к концу, тот не прекратил нападения на испанские корабли и береговые поселения. Но в годы "золотого века пиратства" такие случаи стали исключительно редки. Если в середине XVII века местные губернаторы сквозь пальцы смотрели на несанкционированные нападения на иностранные корабли, то к 1690 г. ситуация резко изменилась. Каперство стало жестко регулироваться, и всякое несанкционированное нападение приравнивалось к пиратству. Каперские экипажи обычно отличались многочисленностью. Поэтому капитанам было тяжело одновременно такую массу людей склонить на путь отверженных обществом пиратов.
Чаще всего пираты получали корабли, захватывая их. Постепенно они получали все более и более хороший корабль, меняя баркас на шлюп, а бриг на большое и хорошо вооруженное торговое судно. В качестве примера можно привести историю капитана Уорли. В сентябре 1718 г. Уорли и восемь его товарищей покинули гавань Нью-Йорка на баркасе и взяли курс на юг. Они миновали Нью-Джерси и вошли в устье Делавера. У Ньюкасла (в настоящее время пригород Уилминтона) "они обнаружили шлюп, принадлежавший Джорджу Гранту, перевозивший товары из Оппоквенима в Филадельфию". Пираты взяли шлюп на абордаж, ограбили его, но неповоротливое судно им не понравилось и его оставили. Затем "они встретили шлюп из Филадельфии, принадлежавший мулату по прозвищу "Черный Робин". Они захватили шлюп. Один из матросов Черного Робина перешел на сторону пиратов… Днем или двумя позже они захватили еще один шлюп, шедший в порт приписки Гулль. Этот шлюп оказался более подходящим для пиратов, его-то они и приспособили для своего промысла".
Три года спустя лондонец Эдвард Лоу служил на британском шлюпе, вставшем на якорь у побережья Гондураса для погрузки кампешевого дерева. В результате ссоры с капитаном Лоу и 12 матросов захватили корабельную шлюпку и дезертировали. На следующий день они захватили маленькое судно, подняли на нем черный флаг и объявили войну всему миру.
После того как капитан пиратов получал в свои руки новый корабль, он перебирался туда со своей командой. Хотя так было не всегда. Новый корабль не обязательно мог быть лучше старого. Действительно, в руки пиратов попадали те корабли, какие им удавалось захватить. Никто не хотел попадать в руки пиратов, поэтому если была возможность отбиться и уйти, атакованные корабли всегда использовали этот шанс. Захватив корабль, капитан пиратов должен был решить, что делать с самим кораблем, его экипажем и грузом. В отличие от пиратских романов, в действительности пираты обычно имели проблемы со сбытом награбленного. Обычно интерес представлял ром, специи и в меньшей степени рабы. Все остальные грузы: древесина, кожи, сахар и т.п. – ценности для пиратов не представляли. Если захваченный корабль был не лучше имевшегося, то пираты или бросали его в море или сжигали. Если же трофей обладал явными достоинствами, его переделывали для пиратства. Так Чарльз Вэйн, ушедший из Нью-Провиденса на 6-пушечном шлюпе Ranger, сумел перехватить в море бригантину работорговцев. Вэйн перевел туда свой экипаж и перенес пушки, получив 12-пушечный корабль, который также назвал Ranger.
Большинство пиратских экипажей на протяжении всей своей карьеры плавали на одном и том же корабле, но некоторые экипажи время от времени обзаводились все более и более крупными кораблями, пока в их распоряжении не оказывался корабль достаточно мощный, чтобы выдержать бой с военными кораблями.
На протяжении своей карьеры Бартоломью Робертс несколько раз менял корабли после того, как в июле 1719 г. стал капитаном 30-пушечного корабля Rover. Когда Робертс перешел на борт трофейного шлюпа, экипаж его корабля дезертировал. Робертс дал 10-пушечному шлюпу название Fortune и плавал на нем между Африкой и Ньюфаундлендом. Затем ему удалось захватить 16-пушечную галеру из Бристоля. Спустя несколько недель в его руки попало 26-пушечное французское торговое судно, которому Робертс присвоил название Royal Fortune. В Вест-Индии он захватил быстроходную 18-пушечную бригантину, получившую название Good Fortune. Силами двух "фортун" Робертс захватил французский 42-пушечный военный корабль и назвал его Royal Fortune. Это был уже настоящий боевой корабль, способный самостоятельно вести бой. Робертс также захватил судно Onslow, принадлежавшее Королевской Африканской кампании, и переделал его в пиратский корабль - снова Royal Fortune. Именно на этом корабле Робертс принял свой последний бой в феврале 1722 г. с кораблем британского флота Swallow. Причины, по которым Робертс отказался от французского фрегата в пользу британского вооруженного торгового судна, неизвестны. Скорее всего, французский корабль, простоявший несколько лет у причала в одном из портов Вест-Индии, находился в плохом состоянии.
Эдвард Тич (Черная Борода) тоже менял корабли, пока не стал хозяином 40-пушечного корабля, способного блокировать Чарльстон.
|
|
Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS! |
Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи". |
|
прочие новости
|