История кораблей История кораблей История кораблей

Уильям Кидд

КИДД, УИЛЬЯМ (Kidd, William) - шотландский пират; Карибское море, Индийский океан, Красное море; 1645(?) - 1701 годы.


* * *

Кидд был одним из самых знаменитых пиратов. Во время суда над ним открылись обстоятельства участия королевских чиновниках в неблаговидных делах, что вызвало громкий скандал. Целые поколения писателей-беллетристов трудились над созданием мифа о КАПИТАНЕ КИДДЕ - смелом до дерзости, безжалостном по отношению к команде и тем более к другим, грозе семи морей. На самом же деле реальный Уильям Кидд был весьма заурядным и неудачливым негодяем. По словам Филипа Госсе, "...если бы репутация Кидда соответствовала его настоящим делам, о нем забыли бы сразу же после казни". Он совершил всего одно плавание и взял всего-навсего один по-настоящему ценный приз (трофейный корабль). Другие морские разбойники и плавали дольше, и захватили гораздо больше трофеев, и отличались гораздо большей жестокостью.
О юности Кидда достоверных сведений не сохранилось. В 1689 году он служил на пиратском корабле "Блаженный Уильям", сдавшемся властям на острове Невис в Карибском море. Во время девятилетней войны (1688 - 1697) Англия и Франция использовали БУКАНЬЕРОВ для грабежа колоний противника. Британский губернатор Невиса выдал каперское свидетельство "Блаженному Уильяму", и Кидд волею обстоятельств стал капитаном.
Новоявленный капер вошел в состав эскадры, совершившей набег на остров Мари-Галант вдекабре 1689 года, а потом сражался с французскими кораблями. Постепенно команда "Блаженного Уильяма" пришла к мысли, что пиратство - занятие гораздо более безопасное, нежели война, и, выждав момент, когда Кидд находился на берегу, в феврале 1690 года увела корабль.
Кидду дали новый парусник - "Антигуа", и он погнался за "Уильямом", направившимся к Нью-Йорку. Он прибыл туда во время гражданской войны, поучаствовал в ней на стороне победителей и в мае 1691 году женился на богатой вдове. В течение последующих нескольких лет он пытался заручиться поддержкой местных политических лидеров и, по-видимому, время от времени нападал на французские торговые суда. Одним из его деловых партнеров был Роберт Ливингстон, честолюбивый предприниматель.
В 1695 году "Антигуа" под командой Кидда направился в Англию, надеясь получить там каперское свидетельство от АДМИРАЛТЕЙСКОГО СУДА. В Лондоне Кидд и Ливингстон встретили Ричарда Куга, графа Белломонта, незадолго до этого назначенного губернатором Нью-Йорка и Массачусетса. Троица составила план, связанный с арестом пиратов и последующим присвоением их добычи вместо возвращения ее законным владельцам.
В октябре 1695 года Кидд, Белломонт и Ливингстон скрепили договор своими подписями. Кидда сделали капитаном, а Белломонт внес 6000 фунтов - четыре пятых начального капитала. Граф поделил причитающуюся ему долю предполагаемых барышей между четырьмя весьма высокопоставленными чиновниками (государственным канцлером, морским министром, министром иностранных дел и министром юстиции), заручившись их поддержкой. Правда, этим покровителям причиталась теперь львиная часть добычи. К тому же 10 процентов для снятия всех вопросов пообещали королю Вильгельму III.
Король выдал Кидду три официальных документа. Во-первых, стандартное КАПЕРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, разрешавшее грабить французские корабли. Кроме того, в соответствии с особым королевским декретом Кидд имел право арестовывать пиратов в любой части света. (Среди возможных объектов фигурировали Уильям Мэй, Томас ТЬЮ и Томас УЭЙК.) Третий документ разрешал капитану хранить отобранную у пиратов добычу у себя на корабле, не сдавая ее властям. А во избежание обмана Киддом своих деловых партнеров ему предписывалось сдавать все трофеи губернатору Беллофонту в Бостоне. Помимо этого обязательства, капер должен был отослать исполнительский залог (своего рода "эксплуатационный фонд") в 20000 фунтов стерлингов.
Партнеры приобрели 34-пушечный корабль "Приключение" водоизмещением в 300 тонн с 46 веслами. Покинув Англию в мае 1696 году, Кидд набрал полностью команду в Нью-Йорке (в июле и августе того же года). По договору команде полагались 60 процентов любой добычи, что вызывает недоумение,поскольку те же самые 60 процентов причитались Белломонту. Кидд пересек Атлантику в сентябре и вдоль африканского побережья направился в Индийский океан. Первые подозрения у команды появились, когда "Приключение" встретилось с эскадрой военно-морских сил Англии, но Кидд приказал уплыть от нее на веслах (из-за штиля). Уклонившись от мыса Доброй Надежды, капитан сделал остановку на МАДАГАСКАРЕ, а потом на Коморских островах. На острове Джоанна (теперь - Анжуан) Кидд пополнил свою команду.
В апреле 1697 года, после ухода с Джоанны, капер решил, что пора, наконец, заняться пиратством. Если бы он хотел оправдать выданные ему документы, он бы мог атаковать Джона ХОРА, Дирка ЧИВЕРСА и других морских разбойников, чья база находилась на ОСТРОВЕ СЕНТ-МАРИ (ныне НУСИ-БУРАХА), находившемся неподалеку. Вместо этого Кидд направился в Красное море и занялся там грабежом судов с паломниками, возвращавшихся из Мекки в Индию.
15 августа "Приключение" наткнулось на индийскую эскадру, которую сопровождал корабль Ост-Индской компании. При первых же залпах британцев по пиратам Кидд счел за благо отступить к северо-западному побережью Индии. 19 августа пират захватил небольшое суденышко, поиздевался над индийцами-матросами и отобрал у них немного провианта и денег. Кроме того, бандиты взяли с собой британца-капитана и в течение последующих нескольких месяцев использовали его в качестве лоцмана.
Кидд продолжал продвигаться вдоль побережья, сделав остановки в Карваре и Калькутте. В сентябре "Приключение" отбилось от двух португальских кораблей и зашло на Лаккадивские острова для ремонта. Люди Кидда захватили местных жителей в плен и заставили их работать для того, чтобы вновь обрести свободу. Их лодки бандиты использовали в качестве дров для костра, а нескольких женщин изнасиловали.
В начале ноября Кидд снова наткнулся на корабль Ост-Индской компании. Хотя команда требовала от своего капитана сигнала к атаке, Кидд опять "поджал хвост" и позволил потенциальной жертве пройти мимо. Две недели спустя точно так же разбойники проводили глазами голландское судно. Уильям Мур, бомбардир "Приключения", предложил напасть. Во время ссоры между ним и Киддом последний убил строптивца ударом ковша по голове.
Кидд завладел еще двумя призами у побережья Индии. В конце ноября он взял на абордаж судно "Рупарель". Несмотря на принадлежность к Нидерландам, "Рупарель" следовала под французским флагом, а среди бортовых документов имелся французский паспорт. Кидд переименовал корабль в "Ноябрь", продал его груз на берегу и выдал команде причитающуюся ей долю. Примерно месяц спустя "Приключение" (а может быть, "Ноябрь") захватило небольшое индийское суденышко.
Примерно 12 января 1698 года неподалеку от Кочина капитан Кидд добыл свой единственный богатый приз. Судно "Купец Кеда" было нанято индийскими властями, но имело французский паспорт. Пираты остановили "Купца", забрали весь груз богатых материй и оставили на борту своих людей. Продвигаясь дальше к югу, бандиты ограбили небольшое португальское судно и попытались догнать (впрочем, без успеха) два корабля Ост-Индской компании - "Доррилл" и "Седжвик". (Известно, что за "Доррилл" гонялся и Роберт Каллифорд, а "Седжвик" угодил позднее в лапы Дирка Чиверса.)
В апреле 1698 года "Приключение" сделало остановку на острове Сент-Мари, где уже находился корабль "Моча" Роберта Каллифорда. Поскольку последний участвовал в похищении корабля Кидда в 1690 году, двое разбойников поначалу отнеслись друг к другу весьма настороженно. Однако потом капитану "Приключения" удалось убедить остальных пиратов в том, что "он такой же плохой, как и они".
Добычу поделили приблизительно месяц спустя, когда на остров пришел "Купец Кеда". По условиям первоначального договора Кидд имел право на 40 процентов захваченного. Многие из его людей решили перейти к Роберту Каллифорду, который отправился на поиски новых жертв в июне 1698 года. В ноябре Кидд сжег пришедшее в негодность "Приключение" и отплыл на "Купце Кеда", переименованном в "Приз авантюриста".
Захват пиратами "Купца Кеда" не на шутку встревожил Ост-Индскую компанию. Уже выведенный из себя действиями Генри ЗВЕРИ, ограбившего в 1695 году судно "Ганзуэй", император пригрозил выгнать из этого региона всех европейских торговцев. Под давлением компания пошла на компенсацию убытков владельцам груза, изъятого морскими разбойниками из трюмов "Купца", дала огромные взятки и даже обязалась обеспечить патрулирование Южно-Индийского моря. Однако индийские власти продолжали возлагать на компанию ответственность за все новые и новые нападения пиратов.
Для того, чтобы хоть как-то отреагировать на жалобы индийской стороны, Англия решила наказать Кидда за совершенные им преступления. Его объявили пиратом и исключили из общей амнистии 1698 года. В ноябре того же года правительство обязало ко-лониальных губернаторов обеспечить его поимку. Плохие вести дошли до Кидда в апреле 1699 года, когда "Приз" зашел на остров Ангилья в Карибском море. После того как датский губернатор острова Сан-Томе отказался предоставить ему защиту, пират направился к острову Мона и заливу Савона (остров Эспаньола - теперь Гаити). Британские торговцы купили у Кидда имевшуюся у него на борту добычу, а один из них продал пирату шлюп. После того как капитан отбыл, "Приз" был разграблен и сожжен.
Кидд отправился в Бостон, а по пути сделал остановки в Нью-Джерси и Лонг-Айленде. В июле 1699 года губернатор Белломонт арестовал своего бывшего делового партнера, и в апреле 1700 года арестованного доставили в Лондон. Суд над пиратом затронул высшие сферы британских политиков. Оппозиция постаралась отстранить от власти покровителей бандита, финансировавших его предприятие. Кидд даже давал показания в палате общин в марте 1701 года. Несмотря на то, что высокопоставленных сообщников пирата привлечь к ответственности не удалось, их могла успокоить только казнь бывшего партнера, превратившегося теперь в опасного свидетеля.
В мае 1701 года Кидду предъявили обвинение в убийстве Уильяма Мура и грабеже "Купца Кеда" и других судов. В свое оправдание экс-капер сказал, что захват в качестве приза "Рупарели" и "Купца" был вполне законным, поскольку оба корабля имели французский паспорт. (К тому времени война уже закончилась, но условия мирного договора между двумя странами начали действовать южнее экватора только с марта 1698 года). Кидд отдал эти паспорта губернатору Белломонту, но чиновники из британского Адмиралтейства скрыли их от правосудия.
Из-за очевидной несправедливости процесса над капитаном многие сделали вывод о том, что тот вообще не причастен к пиратству. Это не так, ведь у суда имелись неопровержимые свидетельства о нападении Кидда на безобидные торговые суда. Осужденного повесили в Уоппинге 23 мая, а затем его тело в цепях было представлено для всеобщего обозрения. Однако легенда об удачливом пирате продолжала жить, питаемая слухами о несметных сокровищах, якобы зарытых капитаном Киддом где-то между Индией и Бостоном.
 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru