***
Корабли с острово Банда и Тернате.
Рисунок из мастерской де Бри (1601)
***
Сампан или Санбару
***
Плавучий маяк
Плавучий маяк стоит на якорях. Месяц за месяцем, год за годом. Хорошо, если место стоянки укрытое. А вот плавучий маяк в устье Эльбы в 1937 году был штормом сорван с якорей и выброшен на мель.
***
Челны-однодеревки и плоты
Никому не дано ответить на вопрос, кто же первый придумал связать воедино предварительно обработанные острыми каменными инструментами и огнем бревна и спустить их на воду. Однако причины изобретения плота очевидны. Древнему человеку было очень важно преодолеть определенное расстояние по морю, реке или озеру.
Плот
Именно плот и стал первым искусственным средством передвижения по воде. Полагают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 6 000 лет. Однако при этом не учитывается срок использования древним человеком примитивнейшего средства передвижения по воде — необработанного ствола с сучьями и ветками, так называемого челнока-однодеревки.
Челнок-однодеревка
Первые водители плотов несомненно были отважными и отчаянными людьми. Вооружившись этим скудным техническим средством передвижения по воде, они дерзко бросали вызов не только прибрежным водам, но и открытому морю.
Установлено, что причина, толкающая древних людей на преодоление водного пространства, заключалась в поисках новых земель. Сначала они отваживались плавать на плотах только в ближних водах, не теряя из виду прибрежную полосу, а затем устремились и в открытый океан.
Несомненно, предки австралийцев и тасманийцев преодолевали путь в Австралию на плотах. До наших дней дошла информация о подвигах полинезийских мореплавателей, приведших свой народ с Таити в Новую Зеландию. Предания о своем великом переселении маори бережно хранят тысячелетиями. До недавних пор престиж маорийца в обществе определялся местом, которое занимал его прародитель среди небольшого количества людей, достигших некогда на плотах Новой Зеландии.
Предполагают, что в глубокой древности людям не составляло особого труда пересечь водное пространство между Африканским и Европейским континентами на плотах, так как Гибралтарский пролив, разделяющий ныне Пиренейский полуостров и Северную Африку, был намного уже.
Первобытный человек не ограничился лишь одним изобретением плота. По мере своего развития он создавал сравнительно сложные по конструкции плавучие средства.
Средства передвижения по воде первобытных народов: 1 — первобытные набойные челны;
2 — судно из двух моноксиаов;
3 — плот, плавучесть которого обеспечивают глиняные сосуды
4 — тростниковая лодка;
5 — пирога американских индейцев;
6 — тростниковая лодка с мачтой и парусом из циновки;
7 — каракл
Историки определили, что первые суда типа джонок и катамаранов из двух однодеревок возникли в зоне Тихого и Индийского океанов, где уже в древние времена умели использовать муссоны для прибрежных плаваний из Индии в восточную Африку и обратно.