История кораблей История кораблей История кораблей

Зарождение голландского флота в XVI – XVII вв.

Image

Лишь на рубеже XVI – XVII веков Голландия стала укреплять свои позиции в мировом океане. В то время как папа римский Александр VI поделил мировое господство между Испанией и Португалией, а Англия и Франция развязали с ними войну за доступ к только что открытым землям Нового Света, Голландия пыталась обрести свою независимость. Зарождение одного из сильнейших флотов того времени обязано борьбе голландцев суверенность своего государства.

Много лет Голландия не могла ничего противопоставить гнету Испанской монархии. Голландцы не желали мириться с введением на их земле испанских законов, они хотели жить по своим свободным обычаям. Эти языческие обычаи не устраивали Карла V, императора Римской империи, короля Испании, Нидерландов и стран Нового Света. В середине XVI века началось жестокое преследование "еретиков", и тысячи голландцев были казнены по указу испанского монарха.

В 1556 году Карла V сменил на испанском престоле его сын Филипп II, изувер-фанатик, заявивший, что он предпочитает видеть Голландию разоренной, но покорной. В стране начались народные волнения. Против испанского владычества выступила и нидерландская буржуазия, которую испанские наместники обложили непосильными налогами. Осенью 1566 года дворяне и буржуазия устроили демонстрацию перед дворцом наместницы Филиппа, его сестры Маргариты. Когда испуганная Маргарита спросила своих приближенных, не восстание ли это, ей ответили с пренебрежением, что это просто толпа гёзов, то есть оборванцев. С этого времени все те, кто был недоволен испанским владычеством, стали называть себя гёзами.

В 1567 году Филипп отправил в Нидерланды герцога Альбу с испанскими войсками, который жестоко расправился с восставшими. За пять лет своего пребывания в Голландии Альба казнил свыше восьми тысяч человек. Спасаясь от испанцев, зажиточные купцы и ремесленники бежали в Англию и в Германию. Нидерландские дворяне и их вождь Вильгельм Оранский готовы были сражаться с испанцами, но, боясь народных выступлений, полагались на наемные войска. И только воля и храбрость свободолюбивого народа Голландии обеспечили освобождение страны от испанского ига. В лесах организовывались партизанские отряды, бойцы которых называли себя лесными гёзами. Немало неприятностей доставили они испанскому войску. Но так как лесов в Нидерландах было мало, испанцам удавалось справляться с партизанами. Зато ничего они не могли делать с партизанами на море. Морские гёзы, бесстрашные мореходы, стали первыми освободителями страны от испанского владычества. Они захватывали один прибрежный город за другим, и в 1581 году Нидерланды объявили короля Филиппа низложенным.

Обретя независимость, Голландия в кратчайший срок выдвинулась в число могучих морских государств. Одним из первых детищ независимой республики стала Ост-Индская компания, основанная в 1602 году с разрешения Генеральных штатов. Эта компания, получив монополию на торговлю со странами Азии, благодаря надежным судам добротной и прочной постройки, вскоре стала одной из богатейших и крупнейших в мире. Голландцы проникли в Средиземное море, где их суда, так называемые пинасы и флейты, во многом превосходили по своим мореходным качествам корабли южных конкурентов. Выйдя на просторы Тихого океана, голландцы добились полной монополии на торговлю с Японией. Около ста лет ни один европейский корабль, кроме голландских, не входил в порты японских островов.

Конец XVI – начало XVII века знаменуется ослаблением морской мощи Испании. "Владычицей морей" называют уже Англию. Но со второй половины XVII века ее все более и более начинает теснить голландский флот. Следствием этого становятся морские сражения, которые, как правило, заканчиваются не в пользу англичан.

В 1643 году торговый флот Голландии насчитывает около 34-х тысяч судов. Если учесть, что среднее водоизмещение судна было около 100 тонн, то общий тоннаж торгового флота Голландии того времени равнялся приблизительно 3400 тысяч тонн. Цифра эта огромна не только для середины XVII века. Примечательно, что спустя несколько веков с приходом современного кораблестроения торговый флот Голландии насчитывает немногим более 6 тысяч судов суммарным водоизмещением около 5400 тысячи тонн.

Голландское судостроение значительно превосходило судостроение других стран. Недаром для постижения кораблестроительного искусства царь всея Руси Петр Алексеевич выбрал именно Голландию, проработав около года на саардамских верфях под именем Петра Михайлова.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru