Северная война уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно. Решено было начать строительство флота. 24 марта (4 апреля) 1703 года на Олонецкой верфи на реке Свири амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский военный корабль Балтийского флота — фрегат. Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. На закрытом деке, баке и юте корабль нес 28 пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые. 1(12) мая 1703 года русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты — с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. Спущенный на воду в конце августа 1703 года фрегат получил имя «Штандарт», и 8(19) сентября того же года на его грот-брам-стеньге был поднят штандарт нового образца. Корабль под командованием капитана Петра Михайлова (Петр I) перешел Ладожское озеро во главе семи вновь построенных судов и стал на якорь на рейде крепости Шлиссельбург. Впоследствии он принял активное участие в Северной войне. Фрегат «Штандарт» находился в составе Российского флота более 25 лет.
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль — при стуке топора громе пушек», - заметил А.С. Пушкин. Созданный в немыслимо короткий срок, вобравший всё самое передовое из голландской и английской кораблестроительных школ Российский флот через два столетия после знаменитого указа Боярской думы, провозгласившей: «морским судам – быть», стал одним из лучших в Европе. Именно флот Пётр 1 назвал своим любимым детищем, видя внём главное свидетельство того, что изолированность и вековая отсталость России канули в прошлое...
Начало Северной войны вынудило Петра взяться за создание флота на Балтийском море. 24 марта 1703 г. на Олонецкой верфи (река Свирь) был заложен первый относительно крупный корабль будущего Балтийского флота - фрегат «Штандарт». Название судна весьма символично: одновременно с закладкой корабля Пётр I ввёл новый флаг - царский штандарт, представлявший собой двуглавого орла на жёлтом фоне. Примечательно, что орёл держал в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. Это означало, что Россия отныне уже не сухопутная держава: она получила выход сразу к четырём морям. Строительством фрегата руководил Выбе Геренс — в прошлом корабельный мастер Ост-Индской верфи с которым Пётр познакомился ещё в Амстердаме. Геренс покинул родину в 1697 г. и приехал в Воронеж. Позже Выбе, а затем и его сын Питер, уже видные кораблестроители, работали в Санкт-Петербурге и Архангельске. 22 августа 1703 г. «Штандарт» спустили на воду, а 8 сентября он под флагом Петра Михайлова (Пётр I) отправился через Ладожское озеро в только что основанный город Санкт-Петербург. В то время «Штандарт», скромный по размерам корабль, являлся сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все предыдущие суда несли только трёхфунтовые пушки).
«Штандарт» активно участвовал в Северной войне. В 1711 г. его тимберовали в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Фрегат находился в боевом строю более 20 лет. В 1725 г. Адмиралтейств-коллегия решила сохранить его как реликвию. Фрегат установили на берегу Кронверкской гавани. Однако вскоре Екатерина I издала другой указ: «Для памяти ведено было хранить, но за гнилостью в сохранении никак содержать не могли. В память его имени, какое Его величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый».
Но возрождение петровского «Штандарта» состоялось только три века спустя. Реплику знаменитого фрегата в 1995—2000 гг. построила группа энтузиастов из Санкт-Петербурга во главе с Владимиром Мартусем. Чертежи судна воссоздавались по архивным материалам под руководством историка Виктора Крайнюкова. Летом 2000 г. новый «Штандарт» ушёл в своё первое дальнее плавание.
|