История кораблей История кораблей История кораблей

Трафальгарская битва

 К 200-летию битвы при Трафальгаре


КРОВЬ НЕЛЬСОНА

Oh, a drop of Nelson's blood wouldn't do us any harm
Oh, a drop of Nelson's blood wouldn't do us any harm
Oh, a drop of Nelson's blood wouldn't do us any harm
And we'll all hang on behind.
So we'll roll the old chariot along
An' we'll roll the golden chariot along.
So we'll roll the old chariot along
An' we'll all hang on behind!

(Nelson's Blood — старинная кабестановая шанта)


21 октября 2005 года ровно в 8:00 на стеньгах стоящего в сухом доке Портсмута флагманском линейном корабле Второго лорда Адмиралтейства Ее Королевского Величества "Виктори" взвились флаги исторического сигнала: "England Expects That Every Man Will Do His Duty" (Англия ждет, что каждый исполнит свой долг). Капеллан Королевского военно-морского флота прочел молитвы, после чего на палубу Victory к месту, где упал смертельно раненый вице-адмирал, отмеченному мемориальной пластиной, был возложен венок. Венки были возложены и к могиле Нельсона в соборе Святого Павла. Так начались в Великобритании торжества, посвященные 200-летнему юбилею Трафальгарской битвы.

Линейный корабль "Виктори" считается самым древним из военных кораблей, находящихся на действительной военной службе. Корабль построен в 1765 году на верфи в Чатеме близ Лондона. Имеет 3 палубы и 3 мачты. Толщина бортов, состоящих из внешней и внутренней обшивки, скрепленной железными болтами и дубовыми нагелями, около 60 см. Водоизмещение около 3500 т, длина 57 м, ширина около 16 м, экипаж 850 человек. Вооружение: 104 пушки, из них более половины тяжелые - 200- и 152-мм. В настоящее время для уменьшения нагрузки на корпус, почти все орудия и якоря перенесены на берег. Их место заняли деревянные макеты. На нижней палубе оставлены 4 пушки, стрелявшие при Трафальгаре.

Как и во времена короля Георга III, это по-прежнему корабль номер 1 королевских ВМС Великобритании. Хотя корабль является музеем, обслуживает его военный экипаж из 50 человек. "Виктори" используется для представительских целей - на нем проводятся торжественные церемонии и приемы. 21 октября, в двухсотою годовщину битвы, на торжественном ужине в кают-компании присутствовала королева Елизаве-та II вместе со своим мужем — принцем-консортом Эдинбургским. Елизавета II зажгла сигнальные ог-ни на Victory и подняла тост за адмирала Нельсона. Следуя традиции, был поднят и тост "За здоровье королевы!", который британские военные моряки пьют не вставая. (Эту привилегию Royal Navy получил во время правления короля Вильяма IV (1830-1837 гг.), который еще не будучи королем как-то ударился о бимс, вставая во время тоста, после чего пообещал, что как только станет королем, то отменит этот обычай в военном флоте...)
Война между Францией и Англией продолжалась с 1793 года. Несмотря на победы, одержанные русскими войсками (Александр Суворов) и флотом (Федор Ушаков) в войне с Францией в 1798-1799 гг., I коалиция европейских держав, участницей которой поначалу являлась и Россия, проиграла эту войну (в результате блистательной победы Наполеона в 1800 году под Маренго, I что в северной Италии).

К 1803 г. значительная часть Европы была подчинена французскому влиянию, однако, крупная французская буржуазия хотела большего — установления своей гегемонии во всей Европе.
Наполеон отлично понимал, что главным противником его захватнических планов является Англия, и готовился к новой войне с ней.

Image
Линейный корабль Виктори
Отлично зная, что Англия никогда не содержала значительной сухопутной армии на берегах метрополии, а оборону государства главным образом возлагала на флот, Наполеон намеревался высадить крупный десант на территорию Англии. Подготовка к реализации этого плана ("Булонской экспедиции"), в конечном счете, и привела к Трафальгарскому сражению.
Суть "Булонской экспедиции" состояла в том, что собранный со всех баз Объединенный военный флот Франции и Испании под командованием вице-адмирала Пьера Вильнева должен был сосредоточиться в западной части пролива Ла-Манш и отвлечь на себя внимание военного флота Англии. Одновременно с этим на 2300 мелких плоскодонных судах, вооруженных 2-4 пушками, на английский берег должна была переправиться армия численностью около 120 000 человек. Местом переправы намечалась наиболее узкая часть канала между линией французских баз Лиль, Кале, Булонь и английским портом Дувр. Для реализации плана в марте 1803 г. в вышеназванных базах начали сосредотачиваться войска и суда.
Англия, в свою очередь, тоже готовилась к возобновлению военных действий и добивалась создания новой антифранцузской коалиции.

В мае 1803 г. Англия объявила Франции войну. Английский флот заблокировал морские базы Франции, а в начале 1805 г., после конфликта между Англией и Испанией, в котором большую роль сыграла постройка последней кораблей для Франции, были заблокированы и базы Испании.

30 марта 1803 г. Англия и Россия заключили военный союз, положив начало третьей антифранцузской коалиции. К союзу примкнули Королевство Обеих Сицилий и Швеция. Английское и русское правительства усиленно склоняли к вступлению в коалицию Австрию и Пруссию. Третья коалиция ставила перед собой те же цели, что и вторая — изгнать французов из захваченных ими территорий и восстановить во Франции феодальные порядки.
Наполеон спешил осуществить свой план нападения на Англию до того, как коалиция будет готова нанести ему удар на суше. Но высадка французских войск в Англию, первоначально намеченная на февраль 1804 г., из-за неготовности судов переброски неоднократно откладывалась.

В 1805 г. численность войск, предназначенных для десанта в Англию, была доведена до 130 тыс. человек, число транспортов и канонерских лодок достигло 2100 еди-ниц.
К тому времени флот французов был рассредоточен по базам в Текселе, Бресте, Рошфоре, Тулоне и в Вест-Индии. Испанский флот находился в Ферроле, Кадисе, Картахене.
Английские эскадры сразу же после объявления войны разошлись для блокады этих французских и испанских баз. Кроме того, в Средиземном море готовился экспедиционный отряд транспортов с военным конвоем для занятия о.Мальты, и несколько кораблей было в Вест-Индии.

Image
Адмирал Нельсон
Лорд Нельсон после более чем двух лет блокад и погонь за флотом вице-адмирала Вильнева, ни разу не сходивший за это время на берег, отправился в Англию, куда прибыл 30 августа 1805 г. Но отдыхать ему пришлось недолго. Узнав, что эскадра Вильнева заблокирована в Кадисе, он предложил Адмиралтейству свои услуги по общему руководству блокадой Кадиса, и Адмиралтейство дало согласие.

15 сентября Горацио Нельсон поднял свой флаг на линейном корабле Victory, а 28 сентября принял командование эскадрой, блокировавшей Кадис. Незамедлительно был разработал план атаки союзного флота в Кадисе и в письменном виде разослан всем флагманам и капитанам эскадры. Не ограничиваясь рассылкой боевого плана, Нельсон неоднократно собирал флагманов и командиров кораблей и тщательно прорабатывал с ними все детали.

Наполеон был недоволен пассивностью Вильнева и назначил ему замену - вице-адмирала Розилли. Получив известие о его прибытии в Мадрид, оскорбленный в своем самолюбии Вильнев решил выйти из Кадиса, что в то время года при западных ветрах было нелегко.
19 октября эскадра вице-адмирала Вильнева в составе 33 французских и испанских линейных кораблей вышла из Кадиса и взяла курс в Средиземное море, идя кильватерной колонной на расстоянии 10-12 миль от мыса Трафальгар.

Нельсон, в тот же день получив известие о выходе кораблей противника, вначале пошел на юго-восток, намереваясь отрезать путь Вильневу к Гибралтару, но, не найдя Вильнева, повернул на север, где и обнаружил союзников в 5:30. Увидев англичан, Вильнев приказал выстроить эскадру в кильватерную боевую линию на юго-восток. Нельсон при ветре WNW на добавочных парусах в строю двух кильватерных колон двинулся на флот союзной эскадры. Вице-адмирал Вильнев, убедившись в неизбежности сражения, в 8 часов дал приказ всей эскадре повернуть через фордевинд и взять курс на север к Кадису, чтобы при неудачном исходе сражения укрыться в порту. Поворот был закончен к 10:00, но из-за слабого ветра и плохой морской выучки командиров он был выполнен плохо, что привело к нарушению боевой линии эскадры.

Image В голове колонны шел французский контр-адмирал Дюмануар (на "Формидабле"), а на концевом корабле "Принсип д'Астурия" — испанский контр-адмирал Гравина. У англичан, в соответствии с разработанным планом, колонна вице-адмирала Катберта Коллингвуда в составе 15 линейных кораблей шла на союзников под углом около 30°, а колонна Нельсона в составе 12 линейных кораблей —под углом около 60°. Такие курсовые углы обеспечивали англичанам быстроту сближения, но почти лишали возможности вести огонь в период сближения. Это подвергало английские корабли опасности получить сильные повреждения от артиллерийского огня союзников. Однако, как и рассчитывал Нельсон, плохая подготовка французских и испанских экипажей и сильная бортовая качка, затрудняющая ведение артиллерийского огня, позволили англичанам подойти к союзникам почти без потерь.
21 октября 1805 года ветер был слабый и неустойчивый, шла зыбь — предвестник скорого шторма, что препятствовало выстраиванию судов в боевые линии. Поэтому французские корабли образовали нечто вроде полумесяца, на центральную часть которого двигался двумя линиями флот Нельсона. Английский адмирал очень спешил, но ветер — как много от него зависело в те годы в военно-морских баталиях! — обеспечивал движение судов со скоростью примерно пять километров в час. 100-пушечный корабль "Ройал Соверен" возглавлял линию Коллингвуда. "Виктори" под флагом Нельсона, шедший во главе второй колонны, двигался медленнее.

Нельсон вышел на палубу, как всегда, в адмиральском мундире со всеми орденами, но на этот раз без шпаги. На "Виктори" был вызван капитан Блэквуд, командовавший всеми фрегатами. Нельсон распорядился, чтобы они занялись добиванием сильно поврежденных вражеских кораблей и сохранением тех судов-призов, которые будут захвачены. Блэквуд посоветовал адмиралу в целях безопасности перейти на фрегат, судно более быстроходное и маневренное. Нельсон не согласился. Капитаны советовали переодеться - ведь блестящий мундир и сверкающие звезды обязательно привлекут к себе внимание врага. А если корабли "свалятся", то есть станут борт о борт и сцепятся парусами и мачтами, то расстояние, отделяющее французских стрелков от палубы "Виктори",станет совсем небольшим. Но Нельсон не обратил внимания и на это замечание.
На корабле шли последние приготовления к бою. В помещениях адмирала снимались переборки, убиралось все, что там находилось, к бортам комендоры подкатывали орудия и подносили заряды. Нельсон спустился в свою, уже преобразившуюся каюту и оформил завещание.
Примерно в 11 часов Нельсон обошел батареи, поблагодарил офицеров и комендоров за хорошую подготовку к бою. Затем дал Коллингвуду сигнал, уточняющий, в каком месте предстоит разрезать строй противника. Корабли французов и испанцев были уже совсем близко.

Image
Корабельное орудие
  Вдохновение... Оно осеняло Нельсона перед решающими сражениями. Вот и теперь, в последние минуты перед боем, когда «Виктори» уже находилась в 15 кабельтовых от врага он приказал поднять для всей английской эскадры сигнал: "Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг". Сигнальщик предложил заменить слова, которых не было в коде. Нельсон согласился и на мачтах взвился сигнал, ставший с тех пор боевым девизом его
соотечественников: "Англия ждет, что каждый исполнит свой долг". На "Виктори" убрали бом-брамселя, чтобы флаги смогли разобрать на всех кораблях. Сигнал вызвал взрыв энтузиазма.
Первым вламывается в строй противника корабль "Ройал Соверен", встреченный ураганным орудийным огнем. Вслед за ним "Виктори" держит курс на огромный 130-пушечный корабль "Сантиссима Тринидад" и на "Буцентавр", где находится Вильнев. Но ветер ослабевает, и "Виктори" движется совсем медленно, а французы, видя флаг Нельсона, бьют по кораблю с особым усердием. Но британские канониры работают в три раза быстрее! Каждое орудие обслуживали 12 человек и один "пороховой мальчик", или, как его называли, "обезьянка". Он должен был подносить к пушке фланелевый мешок с порохом - его закладывали в жерло, забивали туда пыж, затем ядро и еще один пыж. При стрельбе с близких расстояний, английские командоры закладывали еще второе и даже третье ядро! После выстрела пушка откатывалась отдачей назад, из нее извлекались остатки заряда, и все повторялось вновь. Проходя за кормой "Буцентавра", на "Виктори" открыли по нему огонь в упор из короткоствольных крупнокалиберных орудий, изрыгающих 68-фунтовые ядра, поверх каждого из которых засыпалось ведро картечи. Два залпа из карронад, или "дьявольских пушек", как называли эти пушки французы, буквально "смели" корму флагмана Вильнева и уничтожили почти четверть его экипажа. Но через несколько минут после этого "Виктори" "сваливается" в абордаж с "Редутаблем". Французские артиллеристы и стрелки в течение нескольких минут выводят из строя почти всех находящихся на верхней палубе "Виктори". Из 110 человек продолжают сражаться лишь 20. Адмирал Нельсон и капитан "Виктори", могучий, широкоплечий Томас Харди, остаются на палубе среди груды убитых и раненых. Собственно, руководить боем уже нечего. Каждый делает свое дело, зная заранее замысел адмирала. Капитан слышит слова Нельсона: "Дело слишком горячее, Харди, чтобы ему слишком долго продолжаться!".

Английские корабли бьют двойными зарядами в упор по амбразурам вражеских судов. Там потери и разрушения еще больше, чем у англичан. На "Буцентавре" уже уничтожено 20 орудий и убито 400 человек.
Но французы ведут бой с прежним пылом. Мачты "Редутабля" усеяны стрелками, и они метко шлют свои пули на палубу "Виктори". И вдруг Харди с ужасом видит: только что стоявший рядом с ним Нельсон падает на левый бок. Пуля, пущенная стрелком с мачты французского корабля, попала в эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Когда его несли в судовой лазарет, где уже была масса раненых, он накрыл себе лицо платком - чтобы экипаж не догадался, что ранен сам адмирал. Внизу, в полутьме лазарета, Нельсона раздели и накрыли простыней...
Он понимал, что это конец; врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки. Но, несмотря на страдания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело он требовал к себе капитана Харди.
А бой продолжался, и лишь через час после ранения адмирала французы дрогнули. В 14 часов с минутами французский главнокомандующий опустил свой флаг, "Буцентавр" сдался, и Вильнев попал в плен. Теперь Харди мог сойти вниз и доложить Нельсону, что взято 12 или 14 французских судов.

Image
Адмирал Нельсон
В 16 часов Харди поздравил адмирала с победой. "Взяты 15 кораблей", — сообщил он (как потом оказалось, в действительности к этому времени было уничтожено или захвачено 18 судов противника). "Это хорошо, — ответил Нельсон, — но я рассчитывал на двадцать". И тут жe приказал Харди стать на якорь. Адмирал предвидел, что скоро начнется шторм, и если побитые корабли не станут на якорь, то затонут или будут выброшены на прибрежные скалы.
Харди, который послал к Коллингвуду шлюпку с сообщением о ране Нельсона, заметил: "Я думаю, милорд, что теперь адмирал Коллингвуд возьмет на себя ведение дел".
"Надеюсь не сейчас, пока я еще жив", — ответил Нельсон. Так до последней минуты он не пожелал сдать командование эскадрой. В вахтенном журнале "Виктори" было записано: "Частный огонь продолжался до 4 1/2 часов, когда после доклада лорду виконту Нельсону о победе, он скончался от своей раны".
Нельсон умер, зная, что в последнем бою он одержал победу. В те минуты, когда остановилось сердце Нельсона, сдался англичанам 18-й корабль противника. Сражение прекратилось в 17:30. Франко-испанский флот потерпел сокрушительное поражение. Лишь 11 вражеских кораблей ушли в Кадис, а 4 спасшихся в открытом море вскоре были захвачены англичанами.


Тело Нельсона было помещено в бочку с брэнди и доставлено в Лондон. Произошло это не сразу. "Виктори" настолько пострадал в бою, что его пришлось наскоро отремонтировать в
Гибралтаре, чтобы он смог дойти до Англии. Лишь 5 декабря корабль прибыл в Портсмут. Похороны адмирала Нельсона состоялись 9 января 1806 года. Но его мечта покоиться в Вестминстерском аббатстве не сбылась, он был погребен в соборе святого Павла.
После событий, о которых шла речь выше, прошло 200 лет. Тот, кто впервые попадает в Лондон, в тот же день обычно направляется на Трафальгарскую
площадь, ибо это одна из главных достопримечательностей сегодняшнего Лондона. В окружении фонтанов и бронзовых львов возвышается огромная колонна. Ее венчает фигура Нельсона со шпагой в руне, как бы прислонившегося к бухте толстого корабельного каната. Снизу фигура адмирала кажется маленькой, в действительности же она в три человеческих роста. На нее ушло 16 тонн меди из расплавленных французских пушек, взятых в качестве трофея при Трафальгаре. Колонна высока, и с ее вершины медному вице-адмиралу видно море...
О Нельсоне еще при его жизни ходили легенды. Хотя Нельсон был слабого здоровья и страдал морской болезнью, его боевые ранения (потеря глаза и правой руки) вызывали уважение среди моряков. Нельсона часто упрекали за дерзость атак, удававшихся только благодаря его исключительному везению, но он имел это счастье. Когда Нельсон после победы в Абукире был осыпан почестями, командир корабля Swiftsure, капитан Халлоуель, преподнес ему гроб, сделанный из грот-мачты взорвавшегося в этом бою французского корабля Orient, желая напомнить ему, что и он смертен. Нельсон очень ценил этот подарок и возил его в своей каюте. В этом гробу он и был погребен.

Нельсону приписывают, что он впервые в истории морских сражений нарушил линейную тактику ведения боя, на самом деле впервые нарушил это правило российский адмирал Федор Ушаков в 1788 году во время сражении с турецкой эскадрой у острова Фидониси. Сегодня уже мало кто знает, что черные галстуки или шейные платки а также черные ленточки бескозырок в костюмах моряков многих стран являются знаками траура по Нельсону, а три белые полоски на матросских воротничках символизируют три наибольшие победы великого адмирала: под Абу Киром, под Копенгагеном и Трафальгар. Мода эта пошла от костюмов, сшитых в 1846 году для экипажа яхты короля Эдварда VII.

И наконец, одна из легенд гласит, что во время транспортировки тела Нельсона в бочке с ромом, невзирая на усиленную охрану, кому-то из матросов удалось просверлить маленькое отверстие и через соломку "сосать обезьяну", как тогда называли эту процедуру на флоте. И хотя на самом деле тело вице-адмирала перевозилось в бочке с брэнди, а не ромом или другими жидкостями, действительно пришлось во время транспортировки два раза доливать куда-то девающееся брэнди. С тех пор в морском слэнге появилось выражение "пустить кровь адмиралу", а ром получил прозвище "кровь Нельсона". Однако британская фирма Pusser’s утверждает, что все-таки тело Нельсона перевозилось в бочке с Pusser's ромом и даже выпустила к 200-летию этого события юбилейную бутылку рома Nelson's Blood!


http://www.bbc.co.uk/history/ga-mes/trafalgar_animation - на этой странице можно посмотреть анимированную визуализацию Трафальгарской битвы. http://www.bbc.co.uk/history/ga-mes/battlefield_academy_se - в этой игре вы можете попробовать себя в роли английского адмирала и сразиться с французско-испанским флотом.
http://www.skipper.kiev.ua - здесь можно найти полный текст и послушать мелодию шанты Nelson's Blood. А дома у автора обнаружился паззл, посвященный этому событию

Подготовил Алексей РОМАНОВ
Источник: Морской интернет-клуб

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru