Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря
Мартин-штаги
В XVIII в. вместо прямых парусов на блинда-стеньге и бушприте появились более эффективные и удобные паруса - кливера. И хотя их преимущества были очевидны, реи и блинды исчезли не сразу. Прежде чем от них отказались, с целью увеличения площади носовых парусов удлинили бушприт: установили утлегарь, а на него - бом-блинда-рей с новым парусом - бом-блиндом.
Рис.2 Утлегарь-штаги старинных судов:
а -простой, середина XVIII в., b -с талями, конец XVIII в.; с -утлегарь и бом-утлегарь-штаги, проведенные к двойному "бушприт-выстрелу".
Утлегарь потребовалось укрепить стоячим такелажем, в результате появился утлегарь-штаг (позднее названный мартин-штагом), уравновешивающий натяжение штагов и лееров фок-мачты.
Утлегарь-штаг накладывали огоном на нок утлегаря и, чтобы штаг имел соответствующий разнос, проводили через отверстие "бушприт-выстрела", стоящего на эзельгофте бушприта (рис.2а), затем к бушприту, далее через остропленный блок и набивали на баке.
В конце XVIII в., когда блинда- и бом-блинда-реи исчезли, на утлегарь-штаг поставили тали. Коренной конец штага крепили на бушприте, пропускали через "выстрел" и вели к ноку, где про-водили через остропленный блок. Пройдя через него, штаг поворачивали к "выстрелу", снова проводили через остропленный блок и набивали на баке при помощи простых талей (рис.2b).
Существовал и другой способ крепления утлегаря. Двойной утлегарь-штаг закрепляли огоном на ноке утлегаря и проводили через два разнесенных "выстрела", стоявших на эзельгофте бушприта. Затем утлегарь-штаги шли к бушприту через блоки и набивались на баке. При этом дополнительно на середине утлегаря (см. рис.2с) устанавливали пару утлегарь-штагов.
С Середины XIX в. "выстрел" бушприта стали называть мартин-гиком. Его крепили на бушприте сразу же за эзельгофтом с помощью развилки - усов - и простого растительного ракс-бугеля. Позднее на мартин-гике появился вилко-образный шарнир, который применяют и в настоящее время.
Утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одного дерева, крепили мартин-штагами. Для этого на нок бом-утлегаря устанавливали бом-утлегарь-штаг, который затем шел через отверстие (третье снизу) в мартин-гике и крепился на недгедсах при помощи простых талей (рис.3). Утлегарь-штаг крепили на верхнем конце утлегаря, проводили через четвертое снизу отверстие в мар-тин-гике и тоже набивали на недгедсах при помощи талей.
Рис.3 Утлегарь, бом-утлегарь и мартин-гик парусного судна, XIX в.
1 - утлегарь; 2 - бом-утлегарь; 3 - утлегарь-штаг; 4 - бугель утлегарь-штага; 5 - утлегарь-бакштаги; 6 - перты; 7 - кливер-леер; 8 - фор-брам-штаг; 9 - бом-утлегарь-штаг; 10 - фор-бом-брам-штаг; 11 - бом-кливер-леер; 12 - мартин-гик; 13 - оковка, соединяющая бом-утлегарь с утлегарем; 14 - бом-утлегарь-бакштаги; 15 - бугель мартин-гика.
Цепной утлегарь-штаг крепили на ноке утлегаря и мартин-гике при помощи бугелей и скоб.
Стальной утлегарь-штаг появился позднее. Для его крепления на утлегарь и бом-утлегарь ставили два-три бугеля с ушками. К ним при помощи коуша и скобы крепили штаги, которые затем проходили через накладки на мартин-гике, и набивались на носу талями из штаг-блоков или винтовых талрепов.
Бакштаги
Рис.4 Утлегарь-бакштаги старинных судов.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - эзельгофт; 4 - "бушприт-виолина"; 5-блинда-рей; 6 - бакштаги (про-веденные через кренгельсы на рее); 7 - фока-штаг; 8 - фока-лось-штаг; 9 - фор-стень-штаг; 10 - фор-стень-лось-штаг; 11 - кливер-леер; 12 - бугель кливер-галса
Бакштаги - парные тросы - предназначены для поддержания утлегаря с боков. Первую пару ставили на ноке утлегаря. Тросы проходили через кренгельсы, укрепленные на блинда-рее. Примерно на расстоянии 1 м от рея концы заканчивались блоками, которые вместе со вторыми блоками образовывали тали. Их закрепляли гаком на небольшом битенге на баке. Вторую пару бакштагов крепили на бугеле, который перемещался по утлегарю. На этом бугеле имелось еще маленькое очко для прохода кливер-леера (рис.4).
Блинда-рей остался и после того, как от блинда отказались. Он позволял создавать бакштагам необходимый разнос. Примерно с середины XIX в. рей укоротили наполовину. Оставшиеся части рея стали называть усами бушприта. Крепить их могли или при помощи вилок, охватывавших бушприт за "бушприт-виолиной", и ракс-бугеля из растительного троса, или при помощи болтов на бугеле.
В последнее время на парусных судах предпочтение отдают второму способу, особенно если утлегарь длинный. Парусные суда с узким носом иногда несли усы, а вернее боканцы, которые устанавливали на баке или крамболах.
Обычно бакштаги из растительного троса накладывают огонами на нок бом-утлегаря, поддерживаются на усах коренными бензелями и крепятся вблизи крамбол. Таким же образом ставят и бакштаги утлегаря. Стальные бакштаги утлегаря и бом-утлегаря крепят на бугелях коушами и скобами и набивают недалеко от крамбол талями из штаг-блоков или винтовыми талрепами.
|