История кораблей История кораблей История кораблей

Орудийные порты и их крышки


Орудийные порты - это почти квадратные отверстия, вырезанные в бортах. Порты первой, второй и третьей батарей были расположены в шахматном порядке. В фор- и ахтер-кастелях имелись орудийные порты для орудий меньшего калибра, в носовой части - порты для погонных орудий, снятых с бортовых батарей для обстрела преследуемого противника, а в кормовой части - ретирадные порты для орудий, используемых при защите от преследующего противника. Орудийные крышки портов, которые наглухо их закрывали, (рис.6, a-d) изготовляли из толстых досок и покрывали поперек более тонкими досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри при помощи порт-драйрепов - тросов, концы которых были заделаны в рымах на внешней стороне крышки, затем проходили через два отверстия в борту над портом и огонами закреплялись на небольших порт-талях (рис.6, d). Закрывали крышки с помощью другого конца - порт-шкентеля, прикрепленного к рыму

Image


Рис.6. Орудийные порты и их крышки: а - XVII в.; b - крышка из двух полупортиков, XVIII в.; с,d - XVIII в.; е - фальшпорт-крышка; f - орудийный порт со стеклянной рамой, XVIII - XIX вв.; h - крышка порта из двух горизонтальных полупортиков; q - детали шарнирного соединения и порт-тали.

на внутренней стороне крышки (рис.6, h). В XVIIIв. крышки портов устанавливали на портах нижней батареи, а на второй и третьей батареях иногда применяли так называемые фальшпорт-крышки (рис.6, е). Они состояли из двух рядов еловых досок, поставленных поперек друг на друга, и не имели шарниров: вставляли их в порты подобно рамам. В середине крышки было прорезано отверстие для ствола орудия. По краям отверстия находился манжет из тированной парусины, который обхватывал ствол и препятствовал проникновению воды внутрь судна. В конце XVIII в. порты верхней батареи стали закрывать двумя горизонтальными полукрышками - полупортиками (рис.6, g), вращавшимися на шарнирах; в середине полупортиков имелись полукруглые вырезы для ствола орудия. Изнутри крышки портов, как и лафеты, красили в красный цвет. В конце ХVIII в. борта судов красили белыми и черными горизонтальными полосами, лафеты орудий - в черный и крышки портов - в белый цвет. До середины XVIII в. большую часть орудий делали из бронзы, железные красили черной краской. В разные времена внешнюю сторону портов украшали по-разному. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru