История кораблей История кораблей История кораблей

Пираты древних времен или кто стоял у истоков

Image

Нападать на корабли и грабить прибрежные поселения люди стали с того момента, как научились строить корабли и выходить в плавание. До сих пор ученые, историки, археологи не имеют точной даты зарождения мореплавания. На сегодняшний день есть сведения о судах построенных примерно за семь тысяч лет до н.э. А развитие кораблестроения, навигационных знаний и торговых связей, в первую очередь, во многом зависело от развития пиратства, т.к. это было практически основное занятие мореплавателей той эпохи. В то далекое время морские набеги совершались практически всеми прибрежными племенами, постигшими основы мореплавания, и между понятиями "разбойник", "торговец" и "моряк" были очень тонкие, можно сказать, условные грани: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы нападать и грабить. Тысячу раз прав был Гете, утверждавший устами Мефистофеля, что "война, торговля и пиратство — три вида сущности одной". Трудно, так же, переоценить роль "мужей, промышляющих морем", как называл их Гомер, и в области географических открытий. Именно они прокладывали новые морские пути, отыскивали новые якорные стоянки в неизведанных местах, изобретали новые типы кораблей и вооружения.

Самые ранние упоминания о пиратстве, дошедшие до наших дней, датируются примерно 3000 г. до н.э. Тогда в Средиземном, Эгейском и Красном морях возникали и исчезали могущественные пиратские образования. В те далекие времена возникло целое пиратское "государство" в Красном море. Египетские пираты были настолько сильны, что смогли парализовать египетскую торговлю в южных широтах. Разбойники базировались тогда в дельте Нила, причем многие занимались пиратством с разрешения фараона, наводя ужас на корабли и прибрежные поселения Нила, Красного и Эгейского морей. Затем, после египтян, пальму первенства в морском разбое переняли финикийцы. Они были искусными мореплавателями. Их плавание не было ограничено только водами Средиземного моря. Они заходили в воды Красного моря, Персидского залива, рек Нила, Тигра и Евфрата. Имеются предположение, что финикийские пираты в поисках наживы даже обошли вокруг Африки. В некоторых древних писаниях упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и продававшие их в рабство. Пираты древности, в отличие от пиратов средневековья, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселения, с целью грабежа и захвата людей для продажи в рабство (позднее они стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство в полной мере было отражено в античной поэзии и мифологии. Очень часто упоминаются морские разбойники в поэмах Гомера, который именовал их греческим словом "лэйстес". В VI-V в.в. до н.э. получил бурное развитие греческий флот, и, соответственно, греческие пираты захватили господство в водах средиземноморского бассейна, и даже ходили в Черное море.

Постепенно стали укрепляться торговые связи между государствами, открылись новые морские пути, и пиратство получило настолько сильное развитие, что у стран средиземноморья возникла необходимость совместной борьбы с морскими разбойниками. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме. Примерно до III в. до н.э. Рим вообще не имел флота. Но война с Карфагеном сделала свое дело, и Римская империя обзавелась одним из сильнейших флотов. Естественно, после этого стали появляться пираты – выходцы из Рима. Римское пиратство получило особенно сильный толчок к развитию после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз против Рима с киликийскими пиратами. Пираты стали безнаказанно нападать даже на порт Рима и, случалось, захватывали в плен знатных римлян. После такой дерзости Юлий Цезарь принял решение остановить произвол, учиненный морскими разбойниками. В 67 г. до н. э. Гиней Помпей получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе около пятисот кораблей. Разделив флот на тридцать частей и, направив эскадры в разные районы Средиземного моря, Помпей не оставил пиратам шансов уйти от правосудия. Во время этой компании полководец Помпей захватил около 1300 пиратских кораблей. Плененные разбойники, общее количество которых превышало 20 тысяч, были поселены на Сицилии во вновь заложенном городе под надзором властей. В течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея – Секст Помпей, который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и собирался блокировать Италию.

С окончанием гражданских войн море стало относительно безопасным, так как Римская Империя распалась на Восточную и Западную, международная торговая деятельность замерла, не стало и материальных основ для морского разбоя. Он возобновился лишь в VII веке, когда арабы основали гигантскую торговую империю, простиравшуюся от Гибралтара до моря Сулу. Арабы были очень искусными корабелами, они строили очень добротные, быстроходные суда, чем, естественно не могли не воспользоваться пираты. Они совершали набеги и в водах Индийского океана и в Средиземноморье. Об арабских пиратах, в частности, свидетельствуют сказания о Синдбаде-мореходе, дошедшие до наших дней. Позднее города-государства Северной Италии – Венеция, Генуя, и Пиза – стали первыми европейскими морскими державами, и Средиземное море вновь превратилось в арену лихого пиратства.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2025 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru