История кораблей История кораблей История кораблей

Нагрузка корабля
Данный материал подготовлен по книге А.Я. Глотова "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля" 1816 года издания. Год издания накладывает свой отпечаток на язык и стиль написания текста, но основные понятия, названия и термины указаны здесь именно так, как ими пользовались в то время. Причем некоторые термины и названия даны также на английском и французском языках. К тексту прилагаются чертежи и планы, выполненные самим автором.

Image

Stowage. Arrimage

Искусство нагружать корабль, чтобы вес и количество определенного груза соответствовали конструкции, водоизмещению и возможностям судна, основывается на правилах, полученных опытным путем.

Корабельный груз бывает трех типов:

1. Неподвижный груз, место расположения которого не меняется (пушки со станками, мачты, стеньги, реи, паруса и весь такелаж);
2. Постоянный груз, который не издерживается (балласт, канаты, запасные паруса и такелаж, вода, вино, уксус и прочие жидкости, хотя они и входят в употребление, но можно всегда заполнить пустые бочки морской водой);
3. Груз, который издерживается (съестные припасы, порох, ядра).

Прежде чем нагружать корабль, вычисляют массу груза, которую он может взять на борт. Подобные вычисления подробно изложены в сочинении Гамалея П.Я. «Опыт морской практики» 1804 г. Обычно о точных правилах не заботятся и довольствуются более простыми вычислениями. Вес балласта рассчитывается таким образом: умножается длина, ширина и глубина корабля (в футах), и произведение делится на 5. Это правило основывается на том, что воображаемый объем подводной части корабля, заключенный между естественной и грузовой ватерлиниями, составляет 1/3 параллелепипеда, имеющего те же размерения, что и корабль. Притом полагают, что один кубический фут (0,028317 куб. м) морской воды весит 72 фунта (около 29,48 кг). Следовательно: (длина×ширина×глубина×72)/(3×40) показывает полный груз корабля в пудах. Так как балласт должен составлять третью часть всего груза(1), то получается (длина×ширина×глубина)/5= вес балласта в пудах. Например, если взять размерения 80-пушечного корабля (разрез которого показан на плане А), имеющего длину 187 футов 8 дюймов (57,2 м) от стема (В) до старнпоста (С), ширину с обшивкой 48 футов 6 дюймов (около 14,8 м) и глубину до киля (А) 22 фута 10 дюймов (около 7 м), то по вышепоказанному правилу полный груз корабля получится равным 118484 пуда или 1974 (11/45) тонн, а вес балласта – 39494 (2/3) пуда или 658 (11/45) тонн, что будет иметь незначительную разность с более точными вычислениями(2).

Грузить корабль начинают с укладки трюма (англ. – to trim the hold; фр. – arrimer) (План А, поз. VII, X-XII), согласуясь с правилами и особенно с образом его подводной части так, чтобы были сохранены все качества корабля. Устанавливая трюм, заботятся о сохранности всех вещей, в него погружаемых, также заботятся и об удобном их употреблении. Вообще же все вещи укладываются плотно, чтобы во время качки они не могли быть подвижными. Каждому типу вещей, укладываемых в трюм, выбираются соответствующие места для удобства использования и употребления груза. Между разными частями трюма (VII, X-XII)(3) делается свободное сообщение для беспрепятственного доступа к каждой вещи, уложенной в трюм, для чего помещения корабля разгораживаются переборками и помостами, которые имеют свои названия и сообщаются с верхом корабля посредством люков (e, f, g).

Под нижней палубой на расстоянии 6 футов (около 1,83 м) от нее делается помост (V), который, как и пространство, заключенное между ним и палубой, называется кубрик (XVI – XXV). Он простирается по всей ширине корабля, начинаясь в длину почти у самого стема (N) и оканчиваясь позади бизань-мачты (3) у переборки, отделяющей брот-камору (XIV).

Вся вместительность корабля, находящаяся под кубриком, называется трюм, который разгораживается на разные отделы поперечными переборками. В носу переборка, установленная при задних битенгах (s), ограничивает носовую крют-камеру (III) – переборка же, поставленная немного позади бизань-мачты (3), отделяет к брот-каморе кормовую крют-камеру (XIII), перед которой отделяются переборками капитанский (XI) и офицерский (XII) погреба. Вся остальная часть трюма между погребами и носовой крют-камерой называется интрюм. Часть трюма, отделенная от капитанского и офицерского погребов позади грот-мачты (2), именуется баталер-камера (X) или ахтер-люк (g), по названию того люка через который туда входят.

Впереди грот-мачты (2) помещаются две шкун-помпы (R'), позади две кетенс-помпы (R), с помощью которых откачивают воду из корабля. Первые из них выходят на верхнюю палубу, а вторые на нижнюю, где ими и действуют. Эти помпы ограждаются четырьмя переборками, которые, возвышаясь от дна трюма до кубрика, идут глухие, а от кубрика до нижней палубы решетчатые, составляя посредине трюма отделение, называемое льяло или вель (S,S,S,S), в которое ничего не кладут, чтобы не засорить помпы и чтобы проницающая в корабль вода стекала к помпам свободно.

Грузить корабль начинают с укладки балласта – 8-ми, 4-х и 2-х пудовых чугунных брусков, которые укладываются рядами вдоль всего корпуса так, чтобы ряды простирались по ширине корабля до того момента, пока балластина может спокойно лежать на прогибе. Таким образом, укладывается несколько слоев чугунных брусков, при этом контролируется равновесие и делаются вычисления, сколько и в какой банке нужно положить балласта.

Балласт никогда не кладется на самом кильсоне (L) (для уменьшения боковой качки). Обычно укладку начинают на некотором от него расстоянии, а именно с лимбербордов (О), не простираясь далеко на ребра корабля, где балласт мог бы лежать слишком высоко, что может отрицательно сказаться на остойчивости судна. В большом количестве балласт укладывается около грот-мачты, потому что в этом месте находится центр тяжести корабля и при этом необходимо компенсировать пустоту, которую занимает льяло, а от середины к носу и корме постепенно кладется в меньшем количестве так, что иногда в крайних банках, особенно в кормовой (около капитанских погребов), вовсе чугунного балласта не бывает. Банками называются части, на которые разделяется трюм связующими корпус корабля поперечными деревьями, именуемыми рейдерсы (Q). Обычно в трюме корабля бывает пять таких банок.

Таким образом, в эти банки кладут балласт, записывая его вес. Некоторую часть 2-х пудового балласта оставляют на палубе для того, чтобы с помощью его перемещения можно было изменять дифферент(4) корабля, если это необходимо. Такой балласт называется переносным.

На чугунный балласт сверху насыпают мелкокаменный балласт. Засыпают его через грот-люк (e) в трюм, где его разгребают в соответствии с высотой рейдерсов. Когда весь балласт погружен и уравновешен, замеряют углубление обоих штевней (B и С) и дифферент между ними, чтобы в другой раз, если корабль хорошо ходил при вооружении, остаться при том же дифференте или по замечанию иногда изменить его.

На балласт ставят пустые водяные бочки большой руки(5), начиная с носовой части длиной их по длине корабля, а рядами параллельно мидель шпангоуту. Нижний ряд бочек несколько врывают в каменный балласт, пустоты между ними также зарываются балластом. Все отверстия бочек должны быть направлены вверх. В одном слое ни одна бочка не должна быть выше другой и ни одна уторами не должна выходить из-за другой, и все смежные должны касаться между собой. Слой бочек, лежащий непосредственно на балласте, называется нижний лаг. После установления этого слоя в бочки заливают пресную воду посредством длинного кожаного рукава именуемого ватершланг. На отверстия накладывают жестяные листы с пробитыми скважинами и покрывают их сверху толстой парусиной.

На нижний лаг ставится второй или средний лаг бочек большой или средней руки так, чтобы каждая бочка следующего лага стояла между двумя бочками нижнего. После наполнения водой среднего лага, ставят таким же образом верхний лаг из бочек малой руки, которые также наполняют водой. Эти два лага балластом не засыпаются, они плотно обкладываются дровами. По установлении трюма между верхним лагом и орлопом (V) остается расстояние около 3 футов (примерно 90 см) для того, чтобы в случае необходимости можно было влезть под орлоп.

Бочки с водой занимают не весь трюм, а только пространство от крют-камеры (III) до ахтер-люка (g, X), что называется водяным трюмом (VII)(6). В ахтер-люк помещается вся провизия: в часть трюма, называемого винным (X), ставится провизия в бочках, а именно уксус, мясо и масло. А на кубрик (XXIII) укладывается часть сухой провизии в кулях – крупа, соль, солод, горох и солодяные сухари. Тут же хранятся все вещи, необходимые для раздачи провизии, а именно котлы, кантари, ендовы, кружки, чарки, ливера, весы и пр.

В брот-каморе хранятся сухари. В капитанском и офицерском погребах, что между брот-каморой и винным трюмом, сыплется мелкий песок, и хранятся капитанские и офицерские припасы. Сверху этих погребов на кубрике сделаны чуланы, каюты и ящики. В каютах хранится офицерская провизия, а в ящиках сухопутный служительский провиант.

Корабль снабжается провизией на 3, 4 и на 6 месяцев в зависимости от дальности похода. Также на кубрике между каютами (посередине) находится пространство для больных и раненых во время сражения. В капитанском и офицерском погребах (XI, XII) делается особое отделение, где хранятся в ящиках все огнестрельные снаряды: бомбы, брандскугели, карказы и гранаты.

Сноски

1 Две части корабельного груза содержат в себе мачты, реи, весь такелаж, пушки, якоря, экипаж и прочие принадлежности, а третья часть составляет чистый балласт.

2 Один дюйм равен 2,54 см. Один фут равен 12 дюймов – 0,3048 м. Один русский фунт равен 0,4095 кг (не путать с артиллерийским фунтом!). Один пуд равен 40 фунтам – 16,38 кг. В тонне считают 60 пудов (т.е. 982,8 кг), ласт содержит в себе две тонны. Подобные меры веса, объема и длины широко применялись в XVII – XIX вв. в России.

3 Здесь и далее по тексту в скобках указываются позиции описываемых элементов корабля на плане А.

4 Дифферент – разность между погружением форштевня и ахтерштевня корабля. Для его определения на обоих штевнях наносятся марки. Нос корабля обычно всегда в воде сидит меньше чем кормовая часть, потому что он всей плоскостью опирается, а корма не имеет такой полноты обводов.

5 Бочка большой руки на кораблях вмещает в себя 60 ведер (около 738 л), средней руки – 35 ведер (около 430 л) и малой – 20 ведер (около 246 л). Одно ведро равняется 12,3 л.

6 На 80-пушечных кораблях всех бочек для воды бывает до 500 шт.
 













История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2025 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru