Парусные суда в XVI и XVII веках
Морские парусники западноевропейских государств в период непосредственно перед великими географическими открытиями использовались преимущественно для прибрежного плавания и для плавания на коротких участках в устьях больших рек. Условия, в которых совершались эти плавания, были сравнительно легкими, так как при необходимости судно могло зайти в порт и стать на ремонт. Рыбаки, которые не удалялись далеко от берегов в открытое море, также не требовали от своих судов слишком многого, и только дальние плавания через Атлантику и на юг, вдоль Африканского побережья, впервые поставили корабельных мастеров перед серьезной проблемой обеспечения долговечности морских кораблей. Речь шла даже не столько об их общей долговечности, сколько о надежности основных частей парусных судов влечение многомесячного плавания в исключительно тяжелых условиях, между удаленными якорными стоянками-портами, где только и можно было произвести необходимый ремонт. Другие, повышенные требования касались внутреннего устройства судов. Корабль должен был принимать на борт кроме груза значительное количество продуктов и воды для экипажа, на нем должны были удобно размещаться запасные паруса, канаты, блоки, мачты, реи и т. д. и, наконец, он должен был иметь жилые помещения для весьма многочисленной команды.
В XVI-XVII вв. в океанских просторах плавало великое множество различных типов западно-европейских судов. Но, как уже отмечалось, слово "тип" не следует понимать в современном смысле. Корабельные мастера наперебой "слизывали" друг у друга отдельные усовершенствования и общую компоновку судов, однако при этом их изделия имели лишь некоторые общие признаки, оправдывавшие применение объединяющего названия "тип судна". Индивидуальные исполнения даже однотипных судов во многом различались. В общих чертах этот период был характерен несколькими тенденциями в строительстве судов.
Вместо одной палубы, обычной для кораблей XV столетия, появляются несколько палуб, число которых постоянно увеличивается как вниз, так и вверх - в форме различных палубных надстроек. Совершенствуется парусное вооружение и такелаж, конструкторы серьезно занимаются внешними обводами корпуса, стремясь увеличить скорость хода. Улучшается оборудование и убранство кают, появляются искусные украшения на носу и на корме. Одновре-менно с конструктивными изменениями развивается технология постройки корпуса и оборудования с целью увеличения долговечности судов. Большое внимание уделяется вооружению парусников, и не только военных. Постепенно увеличивается число палубных орудий, которыми для защиты от нападений пиратов вооружаются также и торговые суда.
На рис. представлен образец одного из ранних типов морских парусников нового времени. Это боевая каравелла, которая напоминает первые испанские и португальские каравеллы или нао эпохи. великих географических открытий. Особенно заметно это сходство в парусном вооружении, хотя оно значительно усовершенствовалось. Каравелла нового времени снабжена мощной палубной артиллерией, имеет бортовые отверстия для пушек, закрывающиеся специальными крышками. У нее не менее двух палуб и обширные палубные надстройки. На носу появляются первые искусные резные украшения. Имея длину свыше пятидесяти и. ширину более десяти метров, это судно выглядит более внушительно, чем значительно меньшие корабли Колумба. Обычно подобное судно имело три мачты, не считая бушприта.
Другой западноевропейский боевой корабль XVI в., галион, относится к классу больших морских кораблей. Незначительно отличаясь размерами от предшествовавшей каравеллы, он имеет, однако, четыре обычных и одну мощную наклонную мачту. Впечатляюще выглядят паруса и такелаж корабля, имеющего две или три палубы и ряд палубных надстроек. Не менее внуши-тельны также вооружение (сорок палубных пушек) и художественные украшения на носу и корме. Форма корпуса и изгиб киля вместе с усовершенствованными парусами обеспечивали галиону большую скорость и лучшую управляемость по сравнению с кораблями позд-него средневековья.
Транспортировку грузов вдоль побережья (так называемый каботаж) и в устьях больших рек осуществляло в средние века множество более мелких парусных судов. В начале нового времени наибольшее количество этих судов имели Нидерланды. Маленькие суда прибрежного плавания явились прообразом более совершенного трехмачтового флейта XVII века, который имел не только торговое назначение, но и военное, как судно береговой охраны. Его вооружение было скромнее, чем у предшествовавших военных кораблей, каравеллы и галиона, а паруса, как, впрочем, и вид корпуса напоминали испанское судно нао.
Еще меньше флейта было рыболовное и транспортное судно буер, которое представляло собой другой вариант каботажного парусника. И хотя в истории море-плавания эти маленькие, просто устроенные суда упоминаются не всегда, объективность требует подчеркнуть их значение, в особенности для рыболовства.
Следующим сложившимся типом боевого и транспортного корабля XVII в. является пинасс. Особенно примечательны для этого трехмачтовика мощная наклонная мачта и великолепные паруса. Обычным становится наличие нескольких палуб и развитых палубных надстроек. На рисунке хорошо видны богатые украшения на носу и на корме корабля. Дальнейшей ступенью развития пинасса явился фрегат. Его корпус более строен, исчезли высокие палубные надстройки, общее убранство стало строже. Этот тип корабля перешел в XVIII столетие, и абрис его кажется очень современным. Конструкторы фрегата, очевидно, уяснили неблагоприятное влияние удобных в других отношениях высоких палубных надстроек на остойчивость корабля при сильном ветре.
Пинасс и фрегат в боевом исполнении были тяжело вооруженными могучими кораблями, которые имели до семидесяти пушек на борту. В многовековой истории мор-ского парусного судостроения фрегат является одним из высших достижений.
Интересное судно, так называемый statenyacht, было создано голландцами применительно к местным условиям прибрежного плавания. Этот небольшой одномачтовый парусник е малой осадкой и необычно широким закругленным корпусом мог ходить также по некоторым внутренним каналам. Для лучшей устойчивости при плавании в неспокойных водах прибрежной Атлантики судно имело расположенные на бортах подвижные кили, которые при необходимости убирались.
Богатые украшения этих суденышек свидетельствуют о том, что и трезвым голландцам не чужды были требования моды. Расположенный сзади на кормовой надстройке большой фонарь использовался уже на предыдущих типах судов. Эта мера безопасности служит косвенным подтверждением развития морских сообщений в начале нового времени.
Последний образец из многочисленного семейства морских парусников европейских атлантических держав - postjagt, использовавшийся в XV II столетии преимущественно для торговых сношений на Севере Европы. Строгое исполнение двухмачтового парусника подтверждает его узкое назначение. У него полностью отсутствуют пышные украшения, столь обычные в ту пору для больших западноевропейских кораблей.
Приведенный обзор нескольких типов западноевропейских парусных судов не дает даже отдаленного представления о пестроте и разнообразии морского флота того времени. Строительством и ремонтом судов занимались сотни верфей, в результате чего за два столетия быстрого развития мореплавания атлантический флот разросся до нескольких десятков тысяч единиц.
|