Пиринейский полуостров
По мере освобождения покоренных арабами территорий этого юго-западного полуострова Европы уже в XII-XIII вв. возрастает значение испанских и португальских прибрежных городов - Барселоны и Валенсии на испанском Средиземноморском берегу, Кадиса и особенно Лиссабона - на Атлантическом. Развитию судостроения и морской торговли здесь особенно благоприятствовала поддержка королей и феодалов.
Приглашенные генуэзские судовых дел мастера строили на португальских и испанских верфях хорошо известный им тип судов-галеры с усовершенствованными по образцу арабских шебек парусами. Они были пригодны только для плавания в спокойных водах Средиземного моря; весла и низкие борта, разумеется, не годились в бурных водах Атлантики. Это обстоятельство потребовало конструктивного изменения судов.
Именно тогда постепенно развились три главных типа испанских и португальских океанских кораблей - каракка, каравелла и нао, подробно рассматриваемые в следующей главе.
Развитие мореплавания в Атлантике шло очень медленно. Во-первых, оно тормозилось страхом мореплавателей перед бесконечными просторами океана, на западной окраине которого, по представлениям того времени, кончался свет. Кроме того, оказывали влияние многочисленные суеверия и фантастические слухи; однако решающим, вероятно, было отсутствие интереса средневековых морских держав к этому, не имевшему тогда никакого практического значения району. Тем не менее в XIV в. в Атлантическом океане было сделано несколько выдающихся открытий. В сороковых годах генуэзец Ланцаретто Малочело, состоявший на службе Португалии, открыл некоторые из Канарских островов, и прибли-зительно в то же время другие итальянские мореплаватели добрались до архипелагов Азорского и Мадейра *.
* Более подробно об истории открытия и захвата территории Атлантического побережья Африки можно прочесть в книге Ч. П. Магидовича "Очерки по истории географических открытий?. М., "Просвещение", 1967.
|