Гитовы и гордени марселей
Нижние марсели, как и нижние паруса, имеют гитовы, на верхних марселях их нет.
Бык-гордени на старинных парусниках проводили или по одной, задней, стороне паруса - лицу - или по обеим сторонам. В последнем случае их крепили за нижний лик почти посредине паруса, вели вверх по его передней стороне до половины высоты, затем через отверстие в парусе пропускали на заднюю сторону, через блок на рее и оттуда к нагельной планке фальшборта.
На современных парусных судах бык-гордени марселей про-водят по передней стороне паруса, как и на нижних парусах, через два блока на рее: один - над местом крепления горденя, а другой - посредине рея. Затем поднимают вдоль мачты вверх, ведут через блок под салингом, а оттуда вниз к нагельной планке фальшборта через вант-клотни на вантах. На больших парусниках бык-гордени марселей проводят так же, как бык-гордени нижних па-русов.
Нок-гордени ставят только на больших парусных судах на нижних марселях. Их соединяют с бык-горденями.
Гитовы и гордени брамселей и бом-брамселей
Гитовы имеются на нижнем брамселе, на верхнем их нет. Гитовы бом-брамселей являются простыми горденями.
Бык-гордени нижних и верхних брамселей и бом-брамселей проводят так же, как и на остальных парусах.
Нок-гордени на нижних и верхних брамселях отсутствуют. Парусные суда с одним брамселем имели нок-гордени, заведенные так же, как и нок-гордени на других парусах. Бом-брамсели на больших парусниках имеют нок-гордени, в некоторых случаях они соединяются с бык-горденями.
|