Галсы старинных судов
Грота-галсы проводили от шкотового угла паруса через блок на внешней стороне болта, затем через отверстие в фальшборте - галс-клампе - внутрь судна и крепили на утке "с лапками".
Галс-клампы устанавливали в правой и левой частях фальш-борта в районе грот-мачты. Внутри их обюивали мягким деревом для предохранения тросов от перетирания, снаружи украшали резьбой, орнаментом или масками (рис.3).
Рис.3. Проводка галсов старинных парусов:
а - грота-галс; b - фока-галс; с - галс-клампы
Фока-галсы крепили к шкотовому углу паруса, проводили через простой блок на ноке боканца и закрепляли на баке (на утке, расположенной напротив фок-мачты) (см. рис.3, b).
Стаксель- и кливер-галсы
Галсы грота-стакселя и грот-стеньги-стакселя крепили на бугеле фок-мачты; галс грот-брам-стакселя - на огонах стоячего такелажа на топе фок-мачты, галс бизань-стакселя - на бугеле грот-мачты, крюйс-стеньги-стакселя - на крюйс-штаге и крюйс-брам-стакселя - на грот-марсе. (см. рис. 1).
Рис. 1. Шкоты и галсы стакселей старинных судов:
а - грота-стаксель; b - грот-стеньги-стаксель; с - грот-брам-стаксель; b - бизань-стаксель; е - крюйс-стеньги-стаксель; f - крюйс-брам-стаксель
Галс бом-кливера вели через отверстие в утлегаре и крепили на "бушприт-виолине". Галс кливера крепили на кливер-галс-рыме утлегаря.
Галс среднего кливера закрепляли на ноке бушприта, а галс фор-стеньги-стакселя - на бушприте между фока-штагом и фок-лось-штагом (см. рис. 2).
Рис.2. Кливер-шкоты и кливер-галсы старинных судов:
а - бом-кливер; b - кливер; с - средний кливер; d - фор-стеньги-стаксель.
|