История кораблей История кораблей История кораблей

Фалы старинных судов

Фалы фока- и грота-реев
В XVII и XVIII вв. на нижних реях имелись фалы, которые состояли из двух частей: драйрепа и собственно фала - гарделя. Драйреп крепили на рее, проводили через эзельгофт и заканчивали трехшкивным блоком.

Image
Рис.1 Фалы нижних реев и марса-фалы старинных судов:
а - английского типа, XVII в.; b - французского типа, XVII-XVIII вв.; с - крепление драйрепа на рее; d - ограничительные планки для драйрепа на рее; е-деталь кнехта с фалом; f-марса-фал, середина XVII в; g - марса-фал голландского типа


Коренной конец фала закрепляли на битенге, вели через шкивы этого блока и шкивы битенга и закрепляли на утке (рис.1): В XVIII в. коренной конец драйрепа крепили на эзельгофте и драйреп проводили через его кипы, если эзельгофт был французского образца, или не проводили, если - английского. К концам драйрепа подвешивали трехшкивные блоки, которые вместе с другими блоками на рее образовывали фал-тали. Фалы спускали вдоль мачты вниз и вели на фал-кнехты (рис. 2).


Image
Рис. 2. Фалы реев судна XVIII в.
1 - нижнего рея; 2 - марса-фал; 3-брам-фал; 4-вымпел-фал; 5-вымпел; 6 - ограничительная планка фалов нижнего рея; 7-кофель-нагельная планка; 8 - фал-кнехт.


Фал-кнехт - это деревянный столб, который устанавливали розади мачты и жестко соединяли с бимсами второй палубы. В верхней части кнехта находились шкив-гаты со шкивами, а сама верхняя часть битенга была выполнена так, чтобы на нее можно было укладывать конец (см. рис.1, е и 2).
Фор-, грот- и крюис-марса-фалы

Драйреп от блока, закрепленного на середине рея, проводили через блоки, установленные под краспицами салинга, и затем его концы спускали вниз по обеим сторонам мачты и крепили в стропках лонг-такельных блоков. Вторые блоки талей закрепляли.в обухах на русленях (см. рис.2). На фалы надевали стропки, которые могли свободно перемещаться по фордунам (см. рис.3 на след.странице). Иные способы проводки марса-фалов показаны на рис.1, f u g.
Фор-, грот- и крюис-брам-фалы

Конец драйрепа гаком заводили в огон посредине рея, проводили через шкив-гат со шкивом в топе брам-стеньги и оканчивали простым блоком. Фал, коренной конец которого крепили на марсе, проводили через блок драйрепа и через марс к блоку на палубе. Здесь на битенге у основания мачты (см. рис.2) его закрепляли.
Грот-бом-брам-фал - это простой трос, который крепили непосредственно на рее; затем его проводили через коуш на топе мачты и далее вдоль мачты вниз, где закрепляли на утке около брам-стеньги.
Бизань (рю)-фал

Гини фала крепили непосредствеяно на рее: они состояли из одного трехшкивного блока, установленного под марсом бизань-мачты, и второго двухшкивного на рее. Пропустив через шкивы блоков, фал вели на правый борт вдоль средней ванты, еще через один блок на палубе и крепили на утке. Способы проводки, применявшиеся на английских военных судах, показаны на рис. 4.
   

Image
Рис.3. Проводка марса-фала.

   

Image
Рис.4. Бизань (рю)-фал.


Фал-тали блинда-рея были глухими. Их крепили между ноком бушприта и серединой блинда-рея (рис.5).

Image
Рис. 5 Фалы блинда- и бом-блинда-реев.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - блинда-рей; 4 - бом-блинда-рей; 5 - фал-тали блинда-рея; 6 - фал бом-блинда-рея с талями.


Бом-блинда-рей тоже имел тали, но не глухие. На рее был установлен простой блок, а на ноке утлегаря - двухшкивный. Коренной конец фала крепили в стропе блока на рее, проводили через шкивы блоков и далее к блоку, находящемуся на фор-лось-штаге, а затем через направляющий блок ватер-вулинга бушприта на нос и закрепляли около носовых релингов.
Стаксель- и кливер-фалы представляли собой простые тросы, закрепленные в фаловых углах паруса. Фал грот-стеньги-стакселя пропускали через блок, укрепленный на огонах вант крюйс-стеньги, вели вдоль мачты вниз и далее через блок у основания мачты. Крепили его на палубе вблизи шканцев.

Image
Рис.6 Фал бовен-блинда-рея с талями


Фалы грот-стакселя и грот-брам-стакселя, а также фалы бизань-, крюис-стеньги-, крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-стакселей проводили аналогичным образом. Фалы бом-кливера, кливера, второго кливера и фор-стеньги-стакселя обычно вели к блокам, расположенным на огонах вант фор-стеньги, затем вниз вдоль фок-мачты через "собачью дыру" марса, через блоки на баке и закрепляли на утках бака.
Бовен-блинда-фал

Драйреп закрепляли на рее, проводили через шкив в блинда-стеньге и крепили к фал-талям на марсе (рис. 6).

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru