Гафельный парус
Гафельные паруса сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру, обшиты ликтросом, с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину паруса, прикрепляемую к гафелю, называют верхней, или косой, шкаторину, прикрепляемую к мачте или трисель-мачте, - передней, или стоячей, кормовую - задней, или шкотовой; последнюю - нижней..
Рис.2 Гафель-топсель
1 - фаловый угол
2 - галсовый угол
3 - шкотовый угол
4 - угловые боуты
5 - передняя шкаторина
6 - нижняя шкаторина
7 - задняя шкаторина
8 - ликтрос
9 - люверс
10 - ползун.
Рис.3 Трисель и галф-топсель шхуны
1 - трисель
2 - галф-топсель
3 - гафель
4 - гик
Верхний передний угол называют - верхним галсовым, задний верхний - нок-бензельным, передний нижний - галсовым и задний нижний - шкотовым.
Гафельный парус присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. К бизань-гику его крепят или при помощи сезней или так же, как латинские паруса к реям, - слаблинем, огибавшим гик или специальный проводник, натянутый по бизань-гику. Трисель к гафелю прикрепляют аналогичным образом.
Гафельные паруса. Имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные, или рейковые, и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, которая своим нижним краем прикреплена к гафелю бизани, нижним — к бизань-гику и вертикальной стороной — к мачте или трисель-мачте.
Галф-топсель — треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной — к стеньге.
Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменены одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Англии и России его называют бермудским.
Люгерные, или рейковые, паруса являются особой разновидностью гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на 1/з длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют третьяки. Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме.
Есть и четвертак. Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал — на 1/4 длины рейка, считая от переднего нока.
Шпринтовые паруса — это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком — шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний — в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делили на следующие: гафельные паруса с гафелем и гиком (паруса бригантин); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся также livadra — по наименованию шпритова; люгерные паруса, идентичные "третьякам", и билландеры, также похожие на "третьяки". Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела — спинакер-гика — и используемые при попутном ветре. Этот парус дополнительный.
|