Рю, или латинский рей
Рю, или латинский рей, - цельная или составная длинная балка из ели или пихты, которую подвешивают наклонно к мачте. Служит для несения латинского паруса. Эти реи называли по мачтам, к которым они принадлежали: фока-рю, грота-рю на галерах, бизань-рю на галионах и позднейших парусных судах.
1 - рю; 2 -"тележка"; 3 - пепа; 4 - анапуть дирик-фала; 6,7 - галс-тали (писподы); 6 - блоки горденей
Рю галеры.
1 - мачта с "топ-блоком"; 2 - рю; 3 - "тележка"; 4 - пепа; 5- топ; 6 - фал рю; 7 - ванты.
На первых парусных военных судах был еще маленький крюйс-марса-рю на бизань-мачте, но уже к XVI в. от него отказались, так как он был практически бесполезен.
Рю галер обычно состоял из двух спаренных почти по всей длине частей. Одна часть была круглой, а другая выдолблена по линии соприкосновения. Затем обе части на протяжении 1/3 длины соединяли вместе и скрепляли тросовыми вулингами, а позднее железными бугелями, которые ставили через 30 см. Верхний конец рю называли "пепа" (по-итал: penna, по-нем. Feder), а нижний - утолщенный - "тележка" (по-итал. carro). Рю можно было удлинять при помощи дополнительного дерева - топа. К нему крепили добавочный парус - бонет. На галионах и позднейших парусных судах рю делали или цельным, или составным, как и нижние мачты.
Заметим, что галеры, шебеки, тартаны, пинки и др. несли только латинские паруса.
|