Реи
Реи — деревянные или металлические балки, в средней части обычно призмообразной формы, а по краям — конусообразные. Они служат для постановки прямых парусов, прикрепляемых к ним своей верхней шкаториной. Реи подвешивают к мачам за середину горизонтально палубе. Реи на нижних мачтах одиночные, их называют нижними реями. К этим реям относятся фока-, грота- и бегин-рей. Реи на стеньгах и брам-стеньгах — марса-реи и брам-реи — могут быть и одиночными, и парными. В последнем случае различичают нижние и верхние марса- и брам-реи. К марса-реям относят нижние и верхние грот-марса-реи, фор-марса-реи и крюйс-марса-реи. Их применяли н на старинных судах, только грот-марса-рей был введен позднее. К брам-реям относят нижние и верхние фор-брам-реи, грот-брам-реи и крюйс-брам-реи. Заметим, что в Англии и Германии верхние брам-реи, т. е. бом-брам-реи как и бом-брам-стеньги, раньше называли королевскими.
Обычно бегин-рей не нес паруса, чтобы не мешать бизани. На бушприте со времен Древней Греции и Рима ставили рей с прямым парусом — блинд. Сам же рей называли блинда-рей. В конце XVI — начале XVII в. на бушприте устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII в. вместо блинда-стеньги ставят утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.
Для достижения необходимых углов разноса ватер-штагов под эельгофтом бушприта, почти вертикально вниз, ставили рангоутное дерево — мартин-гик. Его верхний конец был раздвоен.
С появлением кливеров от парусов на блинда- и бом-блинда-реев отказались, поэтому по обеим сторонам от форкастеля ставили вместо реев лишь два горизонтальных выстрела — боканца для проводки бакштагов утлегаря и бом-утлегаря.
Детали реев
Составной нижний рей судна начала XIX в.
1 - тело; 2 - фиши; 3 - "руки"; 4 - железные бугели; 6 - леер; 6 - перты; 7 - ноковый бугель для лисель-спирта;. 8 - фал рея; 9 - бейфут; 10 - нок рея.
Раньше, вплоть до XV в., реи изготовляли цельными или из двух половин, которые большей своей частью накладывали друг на друга и скрепляли тросовыми вулингами.
Позднее реи стали делать составными из нескольких обтесанных и подогнанных брусов, сблоченных друг с другом. Сперва только грота- и фока-реи были составными, но с увеличением размеров судов составными начинают выполнять и другие реи. Средняя часть рея была восьмигранной формы и толще остальных. На грани этой части, соприкасавшейся с мачтой, для.защиты от трения накладывали боковые наделки — фиши. По обе стороны передней части, так называемого тела (по-итал. corpo), протягивали две "руки" (по-итал. bracci), оконечности которых называли ноками. Длина нока составляла приблизительно 1/22 длины рея; ноки отделялись от остальной части рея утолщениями — заплечиками, или фишерсами. К последним крепили ноковый угол паруса. Марса-реи имели до четырех фишерсов на каждом ноке для крепления ноковых углов соответствующих риф-бантов, так как марсели могли иметь до трех рядов рифов.
С появлением лиселей на ноках реев начали устанавливать железные бугели для проводки и крепления лисель-спиртов.
Лисель-пирты и лисель-реи.
В конце XVII в. по бокам от прямых парусов начали ставить добавочные паруса - бонеты, позднее названные лиселями. Лисели у нижних парусов называли ундер-лиселями. Их верхняя шкаторина крепилась к маленькому рею, который шел над грота-реем и назывался марса-лисель-спирт. Нижняя шкаторина ундер-лиселя при помощи ундер-лисель-спирта удерживалась на определенном расстоянии от борта судна. Ундер-лисель-спирт гаком закладывался в обух у борта судна и крепился при помощи двух тросов - "лисель-вант", один из которых шел к носу, а другой к корме.
Лисель-спирты судна XVII в.
Лисели, которые ставили добавочно к марселям и брамселям, крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, а внизу растягивали соответствующими нижними лисель-спиртами. Иногда лисели ставили и на бизань-мачте.
На современных парусных судах лисели подвешивают на специальных лисель-реях (ундер-, марса- и брам-лисель-реях), которые, в свою очередь, подвешены на соответствующих спиртах (марса-лисель-спирте, брам-лисель-спирте и непосредственно на брам-рее).
|