История кораблей История кораблей История кораблей

Стеньги


Image Рис.1 1-английская стеньга 1775г.
2-английская стеньга после 1745г.
3-английская брам-стеньга с длинным столбовым топом
4-английский топ стеньги с ванген-блоками
5-клотик

Стеньги являлись подвижными удлинениями мачты. Обычно мачты периода XVII в. несли две стеньги — собственно стеньгу и брам-стеньгу. Стеньги относились к однодеревкам и, следовательно, их изготовляли из одной штуки дерева, а не набирали из отдельных штук. Нижние мачты и стеньги на протяжении столетия претерпели определенные изменения. До начала 70-х годов часть шпора стеньги, находившаяся над пяткой, на английских судах была круглой. После 1770 г., а в отдельных случаях начиная уже с 1745 г. эту часть выполняли восьмиугольной. На континентальных судах эта часть стеньги в течение всего века оставалась круглой.
Пятка являлась нижней частью шпора стеньги и была четырехугольной. Она проходила внутри салинга марса. В пятке было прорезано четырехугольное отверстие перпендикулярно продольной оси судна, предназначавшееся для стопора стеньги — шлагтова, который был деревянным или железным. Железный шлагтов имел длину в 1,5 диаметра стеньги, высоту— 1/з диаметра и ширину — 2/з высоты. Деревянные шлагтовы изменялись по высоте и составляли примерно 1,5 диаметра стеньги. Длина пятки составляла 2,5 ее толщины.
Континеятальная стеньга в нижней части заканчивалась пяткой, длина которой ревнялась примерно 3,5 ее толщины. У английских стеньг под пяткой бьло удлинение — "блок". До середины века это удлинение шпора было четырехугольным , позднее восьмиугольным или круглым . Нижнюю часть "блока" охватывала железная обойма. Нас ней находился шкив-гат со шкивом, шедший с кормовой части левого борга к носовой части правого. Длина отверстия равнялась его глубине, а ширина составляла 2" на каждый фут глубины. Это правило соблюдалось для всех шкив-гатов. Длина "блока" составляла 1,5 диаметра.
Еще один шкив-гат находился на 4" выше пятки в шпоре — как раз напротив шкив-гата в "блоке". Через его шкив пропускали стень-вынтреп, когда его заводили. У континентальных стеньг оба шкива размещались в шкив-гатах, шедших с левого борта на правый и врезанных в нижнюю половину пятки. В верхней части стеньги находились "заплечики", которые служили поддержкой для салинга стеньги. Они были восьмиугольными, длной приблизительно в 3/5 длины топа стеньги. В "заплечиках" крюйс-стеньг, брам-стеньг и у всех стеньг судов с количеством пушек меньше 8 в направлении продольной оси судна были прорезаны шкив-гаты со шкивами для фала рея. Однако в работах того времени указывалось, что такая практика вела к ослаблению стеньг и по возможности этого следовало избегать.

Image
Опора эзельгофта английской
нижней мачты, после 1720 г.


Над "заплечиками", называвшимися также "стоп", находился топ стеньги. При английском вооружениион был четырёхугольным и составлял 4/36 длины стеньги. Как и на нижней мачте, на континентальных судах топ стеньги был не четырехугольным, а круглым. В последующие годы отмечается переход к восьмиугольному топу. Топ крюйс-стеньги и всех брам-стеньг, когда суда несли и бом-брам-стеньги, равнялся 3,5" на каждый ярд длины стеньги.
Большинство судов, однако, вместо бом-брам-стеньг несли так называемые "столбовые" топы, преобразованные во флаг-штоки. Их длина равнялась 2/3 длины стеньги до "стопа". При нормальных топах отношение 2/3 заменяли на 1/5. Чтобы найти длину "столбового" или нормального топа для гаких стеньг, из общей длины стеньги вычитали обычную длину топа (3,5" на ярд длины стеньги) и 2/3 или 1/5 найденного результата давали искомые значения.
Пример:
100-пушечное судно.
Длина грот-брам-стеньги 35', или 11 2/3 ярда;
3,5" на 1 ярд при 11 2/3 ярдах составит 3 1/3'.
35'— 3 1/3'= 31 2/3' = 31'8" —длина брам-стеньги до "стопа";
2/3 от 31 2/3'=21'2"—длина "столбового" топа;
31'8"+21'2"=52'10" - общая длина брам-стеньги (при "столбовом" топе);
1/5 от 31 2/3'=6 1/3'—нормальая длина топа;
31 2/3'+6 1/3'=З8' — общая длана брам-стеньги (при нормальном топе).
Стеньги со "столбовым" топом над "стопом" были круглыми и на расстоянии 1,5 размера шкива над "стопом" имели еще один шкив в шкив-гате для фала стакселя .
По И. В. Д. Корту, крюйс-стеньга, если крюйс-брам-стеньгу не несли, была на 1/3 длиннее нормальной за счет "столбового" топа (впервые о крюйс-брам-стеньге упоминает около 1729 г. английский судостроитель В. Сазерленд). Крюйс-стеньга под пяткой не имела "блока" и вплоть до середины столетия часто несла "столбовой" топ вместо брам-стеньги. Завершением "столбового", или нормального, топа являлся клотик. Если же несли бом-брам-стеньгу, то она была подобна брам-стеньге с нормальным топом, а сама брам-стеньга имела четырехугольный топ с эзельгофтом.
В середине 70-х годов появились "ванген-блоки" (нем. Wangen - щеки). Они находились под эзельгофтом на топе стеньги (рис.1-4) и состояли из четырехугольного бруса дерева с вырезами друг над другом для двух шкивов, которые болтами соединяли с топом. Длина блоков составляла 2,5 толщины топа +6"; толщина — половину толщины топа, ширина — 2/3 толщины топа. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru