История кораблей История кораблей История кораблей

Большой линейный корабль "Victory"
 
Image

B 1756 г. началась хорошо известная в истории Семилетняя война, в которой участвовали многие европейские страны, включая Россию. Войну начала Великобритания, которая не могла поделить с Францией колонии в Северной Америке и Ост-Индии. В этой войне обеим странам был необходим сильный военно-морской флот.
В то время в составе британского флота был всего один крупный линейный корабль Ройял Джордж. Адмиралтейство приказало главному инспектору сэру Томасу Слейду срочно построить новый стопушечный корабль, взяв за прототип Ройял Джордж и внеся необходимые конструктивные усовершенствования.
Постройка столь важного для флота корабля требовала большой подготовительной работы, которая в обычных условиях длилась несколько лет. Специалисты подбирали подходящий лес, валили его, заготовляли брусья и доски и выдерживали их много месяцев, а то и лет, чтобы достичь оптимальной влажности древесины, так как от качества древесины зависит ее прочность. Однако шла война, и на подготовительные работы не было времени. К счастью, на одном из складов Слейд нашел запас бревен, которые хранились там свыше 10 лет. И без преувеличения можно сказать, что именно этому обстоятельству неши современники обязаны тем, что построенный Слейдом корабль сохранился по сей день.
23 июля 1759 г. на судостроительной верфи города Чатема состоялась торжественная церемония закладки киля нового корабля 45-метрового бруса из вяза.
Год 1759-й был для Англии годом военных побед (при Миндене и Гессене французы потерпели особенно тяжелые поражения), и, видимо, поэтому вновь строящемуся кораблю дали имя "Victory", т. е. "победа".
К тому времени в составе военно-морского флота Англии было уже четыре корабля, носивших это имя. Последний "Victory" был 110-пушечный корабль 1 ранга, построенный в 1737 г. На седьмом году службы он попал в жестокий шторм и погиб вместе со всем экипажем.
Постройка нового "Victory" шла медленно. Шла Семилетняя война. Верфь, где строился "Victory", была занята главным образом ремонтом кораблей, поврежденных в боях, и поэтому на новый корабль не хватало ни сил, ни средств. Когда Семилетняя война окончилась, в доке возвышался только деревяный остов будущего большого корабля.
Но эта неторопливость постройки сыграла положительную роль и пошла на пользу будущему знаменитому кораблю. Значительная часть лесоматериала хранилась на территории верфи с 1746 г., н за долгие годы, пока велось строительство "Victory", материал приобрел прекрасные прочностные качества.
Только через шесть лет после закладки киля, 7 мая 1765 г. "Victory" был спущен на воду — "самый крупный и самый красивый корабль из тех, которые когда-либо были построены" — так во всяком случае писала газета "Паблик Адведтайзер" по случаю рождения нового корабля. Но до зачисления его в состав королевского флота еще было далеко, с достройкой "Victory" торопились еще меньше, чем со строительством, так что достраивали корабль ... целых 13 лет.
В 1778 г. "Victory" вошел в строй и был объявлен флагманским кораблем британского военно-морского флота. Согласно официальным документам Адмиралтейства, строительная стоимость "Victory" составила 63 176 фунт. ст. Корабль, действительно, по тем временам был большим и красивым.
Характеристики:
Главные размерения, м:     69,0х15,0х6,6
Водоизмещение, т:     3500
Вооружение:
Нижняя палуба:     30     ×     42     фунтовых пушек
Средняя палуба:     28     ×     24     фунтовых пушек
Верхняя палуба:     30     ×     12     фунтовых пушек
Квартердек:     10     ×     6     фунтовых пушек
Полубак:     2     ×     6     фунтовые пушки

При строительстве корпуса были применены самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.
Нос корабля украшала огромная фигура короля Георга III в лавровом венке, которого поддерживали аллегорические фигуры Британии, Победы и другие. В кормовой оконечности располагались затейливые резные балконы.
Как было принято на кораблях того времени, на палубе не предусматривалось никаких надстроек. В корме было не6ольшое возвышение — капитанский мостик, откуда командир корабля давал распоряжения и где во время боя находился адмирал, руководивший сражением.
Недалеко от капитанского мостика, около бизань-мачты располсгалась площадка для рулевого. Там находился штурвал для перекладки огромного руля, расположенного за кормой. Для того чтобы справиться с рулем, нужны были большие усилия, н обычно на штурвал ставили двух, а то и четырех самых сильных матросов.
Под капитанским мостиком располагалась самая лучшая на корабле адмиральская каюта, а под ней — каюта командира. Для матросов кают не было, на одной из батарейных палуб на ночь подвешивали койки. (Как правило, койки представляли собой куски толстой парусины размерами 1,8 Х 1,2м, от узких сторон которых шли тонкие, но крепкие тросы, связанные между собой и прикрепленные к более толстому тросу. Толстый трос привязывали к планкам, прибитым к деревянным бимсам). Рано утром койки связывали и укладывали в специальные ящики, расположенные вдоль бортов.
В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носозой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха н ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками это было на кораблях того времени не так трудно, так как междупалубные расстояния не превышали 1,8 м).
Большое бедствие на любом деревянном корабле — невозможность обеспечить полную водонепроницаемость. Несмотря на самое тщательное проконопачивание швов, вода неизменно просачивается в корпус, скапливается на дне) загрязняется и начинает источать гнилостный запах. Поэтому на "Victory", как и на любом другом деревянном корабле матросов заставляли периодически спускаться внутрь корпуса и откачивать трюмную воду, для чего в районе мидель-шпангоута были предусмотрены ручные помпы.
Над палубой "Victory" возвышались три мачты, которые несли на себе полное парусное вооружение корабля. По обычаю того времени борта корпуса были окрашены в черный цвет, а в районе пушечных портов были проведены желтые полосы.
Итак, "Victory" стал флагманским кораблем британского военно-морского флота и принял участие во многих сражениях под флагом таких прославленных английских адмиралов, как Кеппель, Худ, Хоу.
В 1798 г. "Victory" исполнилось 20 лет, и его решили исключить из числа боевых кораблей. Ветерана британского военно-морского флота превратили сначала в госпиталь, а потом в плавучую тюрьму. Казалось, корабль был обречен на полное забвение. Однако в 1799 г. эксперты Адмиралтейства, осмотрев корпус, решили, что "Victory" еще рано списывать и вновь перевели его в ранг боевого корабля.
Прежде чем возвратить корабль боевому флоту, его поставили на ремонт (тимберовку). Капитально заделали старые раны, а главное — избавили "Victory" от лишних украшений, которые только мешали во время боя: сняли громоздкую носовую фигуру, заменив ее довольно миниатюрным украшением в виде двух херувимов, поддерживающих королевский щит и корону, а также убрали знаменитые кормовье балконы. Ремонт длился свыше трех лет и обошелся в 70 300 фунт. ст., что на 10 % превысило стоимость постройки.
На обновленном корабле 15 сентября 1805 г. поднял свой флаг один из самых талантливых флотоводцев мира прославленный адмирал Горацио Нельсон. Именно на "Victory" он держал амиральский флаг в Трафальгарском сражении.
Во время Трафальгарской битвы ядро сбило бизань-мачту, две другие мачты были выбиты из степсов, большинство рей получило повреждения. Корабль был отправлен на ремонт, во время которого ликвидировали наиболее серьезные повреждения.
После ремонта "Victory" принимал участие в нескольких операциях на Балтике и свою воинскую карьеру завершил в качестве транспорта в 1811 г. 18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании, причем, по свидетельству инспектора Адмиралтейства, "Victory" находился в "сухом и хорошем состоянии", а ведь кораблю исполнилось уже 53 года!
Вскоре после списания англичане начали относиться к "Victory" как к кораблю-памятнику, и никто не смел разрушить его.
В 1815 г. корабль поставили на капитальный ремонт. Корпус и прочее оборудование тщательно осмотрели, выполнили ремонтные работы, вновь заменили носовую фигуру, снова перекрасили корпус (в районе пушечных портов были проведены широкие белые полосы). После ремонта в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута.
С 1824 г. на "Victory" ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне а в 1847 г. "Victory" был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии, т. е. флота, непосредственно отвечающего за неприкосновенность территории Великобритании.
Однако за кораблем-ветераном не ухаживали так, как было бы нужно. Корпус постепенно разрушался, его перегиб в носовой части достиг почти 500 мм и к началу XX столетия корпус был в очень плохом состоянии.
Ходили слухи, что "Victory" хотят затопить, и, вероятнее всего, так бы и произошло, если бы на защиту знаменитого корабля не выступили адмирал Д. Стэрди и профессор Дж. Кэллендер, автор ряда известных книг об адмирале Нельсоне и его замечательном корабле. Благодаря их активному вмешательству в Англии начался сбор средств под девизом "Спасите "Victory"". Характерно, что Адмиралтейство ограничилось предоставлением сухого дока для восстановительных работ на "Victory", которые и были проведены в 1922 г. Интересно, что реставраторы сочли возможным половину бревен и досок, из которых был некогда построен корабль, не заменять, а ограничиться пропиткой их специальным раствором, защищающим дерево от разрушения.
После реставрации корабль поставили на вечную стоянку в сухой док в Портсмуте. Во время второй мировой войны, когда немецкие самолеты совершали на Англию частые налеты, 250-килограммовая бомба попала между стенкой дока и бортом корабля. В корпусе появилась пробоина диаметром 4,5 м, причем, нет худа без добра: специалисты, ответственные за сохранение исторического корабля, обнаружили, что с появлением этой пробоины вентиляция внутренних помещений "Victory" заметно улучшилась.
После второй мировой войны "Victory" ремонтировали заново. Для обеспечения водонепроницаемости проконопатили около 25 км стыков, обновили рангоут и такелаж, починили корпус для которого использовали английский дуб и бирманский тик. Для уменьшения нагрузки на старый корпус с корабля сняли пушки, и сейчас все пушки корабля стоят на берегу, окружая сухой док, в котором стоит "Victory".
Борьба за жизнь корабля-памятника не прекращается. самыми злыми его врагами являются жуки-древоточцы и сухая гниль — одна из наиболее распространенных болезней древесины. Неожиданно обнаружилась еще одна опасность: оттяжки, при помощи которых раскрегпяют мачты — так называемые штаги и ванты, в дождэивую погоду натягиваются, а в сухую обвисают, что со временем могло бы привести к разрушению мачт. Пришлось в 1963 г. затратить 10 тыс. фунт. ст., чтобы заменить оттяжки тросами из итальянской пеньки.
Сейчас "Victory" — один из самых популярных музеев Англии. В отдельные дни корабль посещают до 2 тыс. человек, а ежетодно здесь бывает 300—400 тыс. человек Все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.
"Victory" — это памятник морской славы Англии, ее национальная гордость. Английский народ выполнил наказ мудрого классика английской литературы Уильяма Теккерея, который когда-то сказал: "Кости "Victory" должны быть священными реликвиями...".
Теоретический чертеж
Библиография:

    * The death of Nelson at Trafalgar. From the Log of HMS Victory, 1805.
    * Victory muster roll for Trafalgar.
      Adm 36/15900. Public Record Office.
    * H.M.S. Victory. A short history and guide.
      Portsmouth, 1965.
    * The Victory museum, H.M. Dockyard, Portsmouth.
      The Society for Nautical Research, Portsmouth, 1965.
    * "D.B.S.": Victory.
      The Mariner's Mirror Vol. 17 (1931), p 90.
    * Anderson, R.C.: The Victory.
      The Mariner's Mirror Vol. 8, London, 1922. pp 149-150.
    * Ballard, G.A.: Spar Dimension of the Victory as Compared with Those of Mid-Victorian Armoured Battleships.
      The Mariner's Mirror Vol. 15 (1929), pp 69-70.
    * Bugler, A.: HMS Victory, building, restoration & repair.
      HMSO, London, 1966. 2 vols.
    * Callender, Geoffrey: H.M.S. Victory and the Victory Museum.
      The Mariner's Mirror Vol. 12 (1924), pp 5-8, 205-206, 1 pl.
    * Chancellor, John R.: Victory's Sprit Topsail Yard and Dolphin Striker.
      The Mariner's Mirror Vol. 67 (1981), pp 62-64.
    * Dunphy, W.P.: H.M.S. Victory's Dolphin Striker.
      The Mariner's Mirror Vol. 64 (1978), p 44.
    * Harland, John H.: Victory's Spritsail Topsail Yard and Dolphin Striker.
      The Mariner's Mirror Vol. 63 (1977), p 8.
    * Laughton, L.G. Carr: H.M.S. Victory. Report of the Victory Technical Committee of a Search Among the Admiralty Records.
      The Mariner's Mirror Vol. 10 (1924), pp 173-211.
    * Lavis, B.: A Famous Ship Model. Some Notes on the Original Model from which H.M.S. Victory was Built in 1765.
      Ships and Shipmodels Vol. 1 (1931-32), pp 336-339.
    * Longridge, Nepean C.: The Anatomy of Nelson's Ships.
      Model and Allied Publications, Hemel Hempstead, 1974/1955.
    * McKay, John: The 100-gun Ship Victory.
      Conway Maritime Press, London, 1987. 8vo, 119 pp, ill.
    * McNarry, Donald: HMS Victory.
      Model Shipwright Vol. 19 (1991), pp 76:13-16, ill.
    * Morris. R.O.: H.M.S. Victory and the Society for Nautical Research.
      The Mariner's Mirror Vol. 76 (1990), pp 201-202.
    * Naish. G.P.B.: Nelson and H.M.S. Victory. A pictorial story of his life and ships.
      Pitkin Pictorials, London, 1965.
    * Roskruge, F.J.: The Victory after Trafalgar.
      The Mariner's Mirror Vol. 7 (1921), pp 267-271, ill.
    * Spalding, H.S.: HMS Victory 1805.
      Model Shipwright Vol. 1 (1972), pp 204-207, ill.

Ссылки на ресурсы Internet:

    * Flagship. The Historic Dockyard, Portsmouth.
    * HMS Victory. Flagship of Admiral Sir John Jervis at St. Vincent. By Peter Milford, St. Vincent College, Gosport, Great Britain. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru