История кораблей История кораблей История кораблей

"Васа" шведский военный корабль

Image


В начале XVII в. Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь.
Шла тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике.
Основным соперником Швеции в западной части Балтийского моря была Дания которая владела обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтийского моря. Но это был очень сильный соперник. Тогда шведы все внимание сосредоточили на восточных берегах моря и после длительных войн захватили издавна принадлежавшие России города Ям, Копорье, Карела, Орешек и Иван-город, лишив таким образом русское государство выхода к Балтийскому морю.
Однако Густав II Адольф - новый король династии Васа (1611-1632) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.
В 1625 г. Стокгольмская королевская кораблестроительная верфь получила крупный заказ на одновременную постройку четырех больших кораблей. Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя "Васа" - в честь шведской королевсксй династии Васа, к которой принадлежал Густав II Адольф.
К строительству Васы были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Главным строителем был приглашен хорошо известный в Европе корабельных дел мастер голландец Хендрик Хибертсон.
Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца.

    * Главные размерения, м. 51,2х12.0х4,5
    * Водоизмещение, т. 1300
    * Экипаж, чел. 450

На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.
Хиберстсон был опытный мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда Густав II Адольф делал распоряжения. Король заботился только о боевых качествах Васы, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем мореходном качестве корабля - об остойчивости.
Когда судно находится на воде в состоянии равновесия, на него действуют две противоположно направленные силы. Первая сила - сила веса, ее равнодействующая приложена в точке, называемой центром тяжести и направлена вертикально вниз. Вторая сила - сила поддержания (известная школьникам как выталкивающая сила), ее равнодействующая приложена в точке, называемой центром величины, и направлена вертикально вверх.
Пока тело находится в равновесии, обе равнодействующие лежат на одной прямой, но в естественных условиях так не бывает. При малейшем шквале, легком волнении, при повороте и т. д. судно получает наклон на правый или на левый борт.
При этом центр тяжести остается неизменным, а центр величины смещается (при малых углах наклона) по дуге окружности, центр которой лежит в точке, называемой метацентром.
Поскольку равнодействующие сил веса и поддержания уже не лежат на одной прямой, возникает момент сил, который стремится вернуть тело в положение равновесия.
Вот это свойство плавающего тела, выведенного под действием внешних сил из положения равновесия, восстанавливать нарушенное равновесие и есть проявление остойчивости. Чем больше плечо пары сил (расстояние между линиями действия противоположно направленных сил), тем лучше остойчивость судна. В свою очередь, плечо пары сил зависит от расстояния между метацентром и центром тяжести, т. е. от характеристики, которая названа метацентрической высотой, Это одна из важнейших характеристик, определяющих остойчивость судна.
Метацентрическая высота прежде всего зависит от положения центра тяжести: чем ниже центр тяжести, тем больше метацентрическая высота и тем лучше остойчивость судна. В чем секрет игрушки Ванька-Встанька? Почему он так легко выпрямляется, когда его пригибают к земле? Его центр тяжесть расположен в самой нижней части, и игрушка имеет большую "метацентрическую высоту".
Кроме положения центра тяжести, на метацентрическую высоту очень сильно влияет ширина судна, и это мы тоже хорошо знаем из нашего практического опыта: выбирая лодку напрокат, особенно катаясь с детьми, мы стараемся взять лодку пошире, тогда в ней можно осторожно вставать, меняться местами без особого риска перевернуться.
Король Густав II Адольф, утверждая проект Васы, пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на корабле было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хибертсон подчинился и предусмотрел на Васе 64 пушки, в том числе 48 бронзовых 24-фунтовых пушек главного калибра. Из них 22 пушки были размещены на верхней палубе, 26 - на нижней. Остальные 16 пушек меньшего калибра были установлены на верхней палубе и на над- стройках. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т, и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля. Значит, центр тяжести корабля сместился вверх. Сейчас каждый студент-судостроитель знает, что при смещении центра тяжести корабля вверх необходимо проверять, насколько уменьшилась его остойчивость и не достигла ли она опасных значений.
Но это не все. Чтобы поразить противников богатством и великолепием флагманского корабля, король распорядился установить на нем множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м над палубой На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный и очень тяжелый лев. А всего на Васе было около 700 скульптур и резных украшений. Это был груз в верхней части корабля, и центр тяжести Васы стал еще выше.
Разумеется, король пожелал, чтобы скорость Васы была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м над килем (почти на половину высоты Исаакиевского собора в Петербурге).
И в то же время, заботясь о скорости Васы, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким - значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость Васы стала угрожающей, хотя главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.
Правда, был один путь понижения центра тяжести: уложить балласт, но и это оказалось невозможным: стремясь принять на корабль больше боезапаса, строители отвели для балласта очень мало места. Да и принять много балласта было опасно: пушечные порты были расположены настолько низко, что в результате приема дополнительного балласта вода залила бы нижние порты и корабль пошел бы ко дну.
Так из-за честолюбивых замыслов короля Васа был обречен на гибель еще в процессе постройки.
Наступил торжественный день спуска корабля - воскресенье, 10 августа 1628 г. Солнце ярко светило. На рейде Стокгольмского порта выстроилась вся королевская эскадра. На борту Васы находилось около 500 человек: 150 моряков, 300 солдат и офицеров сухопутной армии и несколько десятков членсв семей, которым разрешили проводить своих близких до внешнего рейда Стокгольмского порта.
На корабле поставили четыре паруса, которые постепенно начали наполняться ветром. Неожиданно налетел шквал. Васа сильно накренилась, в нижние пушечных псрты хлынула вода, и великолепный корабль "с поставленными парусами, флагами и прочим", как заявляли свидетели на судебном процессе, посвященном разбору гибели Васы, опрокинулся и затонул.
К счастью, большинство находившихся на Васе людей стояли на верхней палубе, так что они успели броситься в воду, и их спасли многочисленные суда, эскортировавшие флагманский корабль. Поэтому погибло около 50 человек - те, кто в момент опрокидывания находился внутри корпуса.
Весь Стокгольм был в трауре. Стоимость погибшего корабля в переводе на современные деньги составила 100 млн. шведских крон. Вместе с Васой погибли многие надежды Швеции: пришлось на некоторою время отложить борьбу за титул владычицы Балтийского и других северных морей.
Разгневанный король приступил к поиску виновных. Королевский суд прежде всего призвал к ответу капитана Васы датчанина Сефринга Ханссона, но капитан легко доказал, что на нем нет вины. Тогда суд попытался обвинить кораблестроителей, но очень скоро пришлось отказаться от дальнейших расследований, так как проект утверждал король и по существу он был главным виновником. Ну а главного строителя корабля судить не могли: вскоре после спуска Васы на воду он умер... Одним словом, дело замяли.
Через три дня после гибели Васы группа водолазов под руководством англичанина Яна Бульмера предприняла попытку снять с погибшего корабля хотя бы часть наиболее ценного оборудования и вооружения и прежде всего поднять пушки. В какой-то степени это им удалось, потому что мачты Васы возвышались над водой, и некоторые из них сняли к использовало при постройке другого корабля. Кроме того, удалось поднять несколько пушек.
В 1664 г. швед Альбрехт фон Трейлебен предпринял вторую попытку спасти часть оборудования с Васы. Из меди и бронзы был изготовлен большой колокол высотой почти в человеческий рост. Вместо языка колокола на тросах была подвешена тяжелая платформа, на которой располагался водолаз, а в нижней части колокола по его наружному периметру на цепях были прикреплены тяжелые грузы.
В таком виде колокол погружали на глубину до 30 м. воздух оказывался в верхней части колокола, сжатый примерно в четыре раза. В течение 20-33 мин человек, дыша этим воздухом, мог работать под водой. Он лежал на платформе и, пользуясь различными крючками и петлями, пытался зацепить пушку или какое-нибудь оборудование Васы.
Работа была чрезвычайно трудной, водолазы задыхались от недостатка воздуха, трудиться им приходилось почти в полной темноте, в ледяной воде. Несмотря на примитивность водолазного сооружения, водолазам удалось поднять на поверхность белее 50 пушек. Поднять крупный корабль на поверхность техника того времени, разумеется, еще не позволяла.
После этого интерес к Васе был окончательно утрачен. Точное место гибели корабля тоже забыли. И неизвестно, сколько бы еще лет или столетий лежал на грунте корабль, если бы не случайная находка, которая вновь вызвала интерес к затонувшему кораблю.
В 1920 г. одно судно на рейде Стокгольма зацепило якорем какое-то подводное препятствие. Поблизости оказался водолазный бот, спустили водолаза, и тот установил, что якорь зацепился за старенную бронзовую пушку, а рядом на грунте их лежало еще шесть. Специалисты без труда определили, что это были пушки шведского корабля "Рикснюкельн", современника Васы, который в годы тридцатилетней войны (1618-1648) возвращался из Польши имея на борту много раненых воинов, но ударился о скалу и затонул.
Неожиданная находка усилила интерес к морской истории Швеции. Снова на свет появились документы, датированные семнадцатым веком, причем на многих из них фигурировал не только корабль Рикснюкельн, но и Васа.
А еще через тридцать лет, уже в начале пятидесятых годов нашего века, эти документы попали в руки подводному археологу-любителю Андерсу Францену. Тщательно изучив старинные документы, он сумел определить примерное место гибели Васы и таким образом существенно сузить район поиска.
Археолог-энтузиаст посвятил себя поискам затонувшего корабля Васа. Каждое лето Францен брал свою моторную лодку и целыми днями прочесывал акваторию Стокгольмского порта, делая промеры примитивным ручным лотом - веревкой с привязанным грузом.
Обследовав таким образом значительную площадь, он обнаружил у входа в нынешнюю Стокгольмскую верфь подводный холм. Правда, этот холм давно был нанесен на карты, но его очертания на карте были даны очень приближенно.
Тщательно вычерчивая контуры подводного возвышения, Францен все больше убеждался, что это и есть Васа. Скептики смеялись над молодым энтузиастом, убеждая его, что это всего лишь останки некогда взорванного старого дока. Но Францен продолжал свои поиски, и летом 1955 г. ему удалось поднять со дна кусочек почерневшего дуба. Некоторое время спустя под воду спустился друг Францена водолаз Пэр Эдвин Фельтинг. В кромешной тьме, посреди поднятого со дна ила, Фельтинг руками нащупал деревянный борт, а в нем - прямоугольные вырезы.
Тут уже даже руководство военно-морскими силами Швеции начало проявлять к работам археолога-любителя интерес. На помощь Францену прислали группу водолазов которые в 1958 г. подняли со дна пушку Васы.
Теперь никаких сомнений в том, что Францен нашел останки флагманского корабля Густава II Адольфа, уже не оставалось.
Предстояло решить только один вопрос: стоило ли ценой огромных финансовых затрат (около 6 млн. шведских крон) и с немалым риском для людей предпринять попытку поднять корабль? Представляет ли корабль большую ценность для ученых, окупит ли он себя как музейный экспонат и, главное, не рассыплется ли он в труху сразу же после подъема?
И снова Андерс Францен оказался на высоте. Он представил убедительные досазательства того, что Васа является идеальным объектом для подводной археологии. И действительно, судно совершенно новое, только что построенное, с полной оснасткой и вооружением, не совершившее ни одного рейса. Под воду оно ушло быстро, без малейшего повреждения.
Балтийское море - идеальное кладбище деревянных кораблей, поскольку его вода практически пресная, а, как известно, в пресной воде не живут рачки-древоточцы, которые за 300 лет полностью уничтожили бы деревянный корпус в любого соленом море.
Андерс Францен считал, что корабль превосходно сохранился. Васа - не только памятник кораблестроения XVII в. Установленные на корабле скульптуры, резьба по дереву, выполненная при изготовлении многих конструкций, - это великолепные произведения искусства. поэтому ценность старинного корабля несоизмерима ни с какими финансовыми затратами.
Доводы Андерса были настолько убедительны, что вскоре в Швеции образовался комитет по подъему Васы во главе с Эдвардом Класеном, директором Стокгольмской верфи. Водолазная фирма "Нептун" взяла на себя обязательство все подводные работы произвести бесплатно.
К концу 1958 г. водолазы фирмы "Нептун" произвели около 850 погружений. Теперь картина уже полностью прояснилась: корабль лежал на грунте почти в вертикальном положении, погруженный в ил по самую ватерлинию, на глубине 32 м.
Оставалось только выбрать способ подъема. Это было непросто. Никто не мог ручаться за прочность корпуса, так долго пролежавшего под водой. Некоторые предложенные способы подъема удивляли своей оригинальностью: например, заполнить корпус шариками для пинг-понга или, еще лучше, заморозить корабль, чтобы он, как льдина, всплыл на поверхность.
В конце-концов остановились на способе, еще более старом, чем сам корабль Васа (во всяком случае, его описал шведский епископ, живший в середине XVI в.: "Для того, чтобы поднять затонувшее судно, нужно скрепить между собой деревянными брусьями несколько лодок заполнить их водой, чтобы они скрылись под поверхностью привязать к ним лежащее на грунте судно, затем откачать воду из лодок, и они всплывут, увлекая за собой судно".
Все было сделано в полном соответствии с рекомендациями средневекового епископа, только вместо нескольких лодок использовали два 30-метровых понтона грузоподъемностью 2400 т. Чтобы подвести под корпус подъемные тросы, под днищем, пользуясь мощными гидромониторами прорыли шесть туннелей длиной 20 м. шириной 1 м, высотой 0,75 м и в каждый из этих туннелей уложили по два 6-дюймовых троса. Летом 1959 г. понтоны притопили и привязали к ним концы тросов, опоясывавших корпус Васы.
20 августа 1959 г. в 12 ч дня заработали осушительные насосы, и в 16 ч Васа, весившая в то время примерно 700 т, приподнялась над грунтом на 2 м. Участники операции очень боялись, что корпус не выдержит нагрузки но Васа не подвела, и в этом очень помог мощный киль толщиной 600 мм. Корабль развернули носом к берегу и начали медленно буксировать на более мелкое место так что корпус все время оставался на глубине около 2м над грунтом.
Буксировку производили только в дневное время, а к вечеру корабль снова опускали на дно. Так за 18 суток Васу переместили на 457 м в сторону берега и опустили на грунт на глубине 16 м, так что палуба почти выходила на поверхность. На этом первый этап уникального судоподъема был закончен.
Теперь, когда затонувший корабль "переехал" на меньшую глубину, водолазы начали закрывать и заделывать многочисленные отверстия в корпусе и прежде всего пушечные порты, а также трещины, появившиеся из-за того, что железные болты и гвозди, соединяющие некоторые конструкции, проржавели и разрушились.
Особенно пришлось повозиться с палубой: на протяжении веков не месте гибели Васы находилась якорная стоянка, и в верхней палубе обнаружили около 400 впившихся якорей.
Сразу нужно было решить и другую задачу: как только корпус поднимется над поверхностью воды, он начнет быстро обсыхать, а это приведет к его разрушению. Значит, до начала последней стадии подъема должно быть построено особое закрытое помещение, где будет находиться корабль, защищенных от губительного действия наружного воздуха.
Заключительный этап подъема начался 4 апреля 1961 г. Предварительно сдвоенные 6-дюймовые тросы заменили одинарными 9-дюймовыми, а под кормовую оконечность подвести дополнительный, седьмой трос. Вновь заработали насосы, и 24 апреля 1961 г. в присутствии десятков тысяч зрителей, радио- и телерепортеров, кинооператоров из-под воды появились на поверхности две фигуры, изображавшие рыцарей, а вскоре всплыла и вся надстройка. А еще через 10 дней судно отбуксировали в сухой док размерами 22 x 58 м и поставили на большой понтон из железобетона, на котором из алюминия и стекла предварительно был сооружен специальный павильон - постоянная резиденция Васы.
В этом павильоне круглосуточно поддерживается высокая влажность - 85%, постоянная температура, днем и ночью работают 12 вентиляторов производительностью 10 000 м3/м.
Прежде всего корабль нужно было пропитать полиглюколем - специальным раствором, который, попадая в полости и трещины древесины, цементирует ее, предотвращая дальнейшее разрушение. Для этого над кораблем и в его помещениях установили 367 рожков, подающих распыленный полиглюколь. Отделяемые конструкции и обломки погрузили в специальные ванны, заполненные тем же раствором.
Затем весь корпус покрыли тонким слоем специального защитного пластика. Обработке подвергались не только деревянные конструкции и изделия, но также поднятые с морского дна ткани, стеклянные сосуды, керамика и т. д.
Параллельно с консервацией велась реставрация возвращенного к жизни корабля. Собственно говоря, ремонтно-реставрационные работы начались еще тогда, когда корабль был на дне: водолазы заделывали пробоины, заменили тысячи проржавевших болтов новыми. Труд предстоял титанический: из поднятых 25 тыс. предметов 14 тыс. представляло собою обломки и отдельные детали "россыпью", для которых нужно было найти на корабле место.
Из рангоута подняли часть грот-мачты и фок-мачту. Бизань-мачта бесследно исчезла. Полностью был утрачен палубный настил верхней палубы. На всякий случай уже после подъема Васы тщательно обследовали весь грунт на участке 100 X 40м, а кроме того, и прилегающие участки на 15м во все стороны.
Эти поиски оказались плодотворными. В иле нашли носовую фигуру - того самого знаменитого льва, который ослепительно сверкал на солнце при спуске Васы. Подняли бот очень прочной конструкции (длиной 12 м, шириной 3 м) с килем и плоским днищем, на котором было восемь пар весел и парус. А всего после подъема Васы на дне нашли еще примерно 3,5 тыс. деталей, обломков конструкций, оружия, предметов быта XVII в.
При реставрации Васы незаменимую помощь оказали старые плотники, специалисты по деревянному кораблестроению. Им показывали найденные детали и кусочки, и они чаще всего безошибочно определяли, что это и в каком месте корабля та или иная деталь должна находиться.
Очень трудно было разобраться в парусном вооружении. Из десяти парусов Васы сохранилось шесть, но он были в плачевном состоянии. К счастью, сохранилась опись парусов по кораблю Тре Крунор, заказанном Густавом II Августом вместе с Васой, поэтому из уцелевших кусочков удалось собрать часть парусов, а остальные пришлось изготовлять заново.
Пока самой большой утратой являются корабельные пушки. Как мы знаем, основную часть их подняли в XVII в. Затем 53 пушки продали в Германию, и судьба их до сих пор неизвестна.
Зато в предметах быта, приборах, инструментах, поднятых со дна моря, недостатка не было. В распоряжение специалистов попали и навигационных приборы, и хирургические ножи, и одежда моряков первой половины XVII в., и кухонная утварь.
При изучении материалов о Васе ученые получили ценнейшие сведения о кораблях шведского королевского флота времен 30-летней войны.
В частность, специалисты узнали, что командование Васы и других военных кораблей брало на себя заботу о содержании матросов только во время походов. Суточный рацион был более чем скромным: солонина, соленая рыба 3,2 л воды на человека. Но и этот скудный паек отменялся, как только корабль возвращался в порт; на берегу каждый матрос должен был сам заботиться о своем пропитании.
Ни гамаков, ни тем более коек для матросов не предусматривалось. Спали не раздеваясь по нескольку месяцев прямо около пушек. Врача на Васе не было, зато штатом предусматривался цирюльник, которому вменялось в обязанность во время сражения перевязывать раненых.
Таким образом, Васа - это не только памятник корабельного искусства первой половины XVII в., но и богатейший источник знаний для этнографов, историков, искусствоведов и многих других специалистов. И, разумеется, корабль, вошедший в наш век из далекого прошлого, вызывает живейший интерес у жителей Швеции и многочисленных туристов.
Музей Васы представляет собой П-образный комплекс, в центре которого расположен павильон исторического корабля. Организаторы музея постарались развернуть экспозицию таким образом, чтобы посетители увидели корабль полностью: снаружи и изнутри, не повредив при этом его конструкции и оборудование. По всему кораблю установлены телекамеры, чтобы посетитель смог видеть любое внутреннее помещение.
В одном из залов музея демонстрируются фильмы, посвященные постройке Васы ее гибели, а в заключение показывают уникальные кинокадры о подъеме Васы.
В других залах экспонируются различные предметы и приборы, найденные при подъеме Васы, образцы одежды и обуви, навигационные приборы, оружие и т. д.
На сегодняшний день Васа - самый древний парусный корабль, которым могут любоваться наши современники, а беспримерный подъем и реставрацию Васы можно смело считать одним из удивительных технических свершений XX столетия.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru