История кораблей История кораблей История кораблей

Суда запорожских казаков


Image


Запорожские, а затем и донские казаки в XVI—XVII веках строили достаточю совершенные по тому времени суда, называемые чайками и дубами. На чайках, обладавших хорошей скоростью, они нападали не только на торговые суда, но и на отдельные боевые корабли, дубы же служили исключительно для грузовых перевозок.
Предполагаемый вид запорожской чайки

В 1515 году на 32 чайках украинские казаки совершили набег на Очаков, а в 1556 году вместе с русским отрядом Путивля, снова на чайках, они захватили предместье этой турецкой крепости. Но самым запоминающимся был так называемый Крымский гопоход в 1559 году под предводительством окольничего Д.Ф.Адашева. В феврале этого года являясь "первым воеводою большого полка", он возглавил нападение на Крымское ханство, построив на месте впадения реки Псел в Днегр и у острова Хортица на Днепре флотилию из 150—200 чаек и дубов. Спустившись вниз по течению Днепра, его флотилия захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крымского полуострова неподалеку от Перекопа. Разбив несколько отрядов хана Девлет-Гирея, казаки освободили из татарского плена своих соотечественников, а затем благополучно возвратились к острову Хортица.
В 1576 году загорожскже казаки на своих чайках разграбили Синоп и Трапезунд, а в 1590 году повторили набег на эти же города. В 1606 году казаки напали на Варну, в 1608 году — на Перекоп, в 1609 году — на устье Дуная, в 1615 году совместно с донскими казаками — на Азов, на рейде которого уничтожили несколько турецких кораблей, а затем на 70 чайках двинулись по направлению Кафы и заняли ее, завершив свой поход успешным рейдом вдоль южного берега Черного моря, временно взяв Трапезунд.
В 1616 году запорожцы совершили поход на Синоп. В 1633 году нападали на турецкие гарнизоны в Азове, Измаиле, Килии и на поселения между Днепром и Дунаем, а в 1637 году даже некоторое время владели Азовом. Особенно активизировали свои действия запорожские казаки в конце XVII века. Только на турецкую крепость Очаков они нападали четырежды, и снова на чайках и дубах.

Image


Французский инженер Г. Боплан, служивший польским королям, действия запорожских казаков описывал так: "Задумав погулять на море, казаки испрашивают дозволения не у короля, а у гетмана; потом составляют раду, т.е. военный совет, и выбирают походного атамана, так точно, как и главного вождя. Впрочем, атаман походный становится на время. После сего они отправляются в войсковую скарбницу — сборное свое место: строят там челны длиною в 60, шириною от 10 до 12, а глубиною в 12 футов (соответствен ю 18,3; 3-3,7; 3,7 м.). Челны сии без киля: дно их состоит из выдолбленного бревна, ивового или липового, длиною около 45 футов (13,7 м); оно обшивается с боков на 12 футов (3,7 м) в вышину досками, которые имеют в длину от 10 до 12 (3—3,7 м), а в ширину 1 фут (0,305 м), и приколачиваются одна к другой так точно, как при постройке речных судов, до тех пор, пока челн не будет иметь в ширину 12 (3,7 м), а в длину 60 футов (18,3 м). Длина его постепенно увеличивается кверху. На оном можно заметить толстые канаты из камыша, которые обвиты лыками или боярышником и, как связанные бочонки, обхватывают челн от кормы до носа. Казаки отделывают все части своих лодок таким же образом, как и наши плотники, потом осмаливают и приделывают к каждой по два руля, чтобы не терять напрасно времени при повороте своих длинных судов, когда нужда заставит отспупать. Челны казацкие, имея с каждой стороны по 10 и 15 весел, плывут на гребле скорее турецких галер.
Ставится также и мачта, к которой привязывается в хорошую погоду довольно плохой парус, но при сильном ветре казаки охотнее плывут на веслах. Челны не имеют палубы: если же их зальет волнами, те камышевые канаты предохраняют от потопления.
Сухари складывают в боченки длиною в 10 (3 м), а в поперечнике около 4 футов (1,22 м): достают их через втулку. Сверх того каждый казак запасается горшком вареного проса и горшком теста, распущенного в воде, которое они едят. смешав с просом. Тесто сие, вкусом кисловатое, служит казакам для пищи и для питья: называют его саламатою, то есть лакомым кушанием, хотя я не находил в нем большой приятности и употреблял оное в пуешествиях только при недостатке лучшей пищи. Казаки во время похода всегда трезвы и если замечается пьяница, атаман тотчас приказывает выбросить его за борт: им не позволено также брать с собою водки, ибо трезвость считают необходимою при исполнении своих предприятий.
Для отмщения татарам за разорение Украины казаки выбирают осеннее время; заранее отправляют в Запорожье снаряды и запасы, необходимые для похода и для постройки челнов. В Запорожье собирается от 5 до 6 тысяч добрых, хорошо вооруженных казаков которые немедленно принимаются за постройку лододок. Не менее 60 человек, искусных, как мы уже сказали, во всех ремеслах, трудятся около одного челна и отделывают оный через 15 дней, так что в две или три недели изготовляют около 80 или 100 лодок, с 4 или 6 фальконетами на каждой.
На челн садится от 50 до 70 казаков, из коих всякий имеет саблю, две пищали 6 фунтов пороха, достаточное количество пуль и квадрант; туда же кладут ядра для фальконетов и необходимые жизненные припасы".
Современник Г.Боплана префект Кафы Э.Д.д'Асколи о запорожских чайках писал следующее: "Если Черное море всегда было сердитым с древних времен, то теперь оно несомненно чернее и страшнее по причине многочисленных чаек, все лето опустошающих море и сушу. Эти чайки длинноваты, наподобие фрегатов, вмещают 50 человек, идут на веслах и под парусом. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов соломой... На море же ни один корабль, как бы ни был он велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастию встретится с ними, особенно в тихую погоду."
Кроме чаек запорожцы строили еще и грузовые парусные суда прибрежного плавания, называющиеся дубами. Этим названием казаки подчеркивали крепость своих судов и даже некоторую их грузность. Называли их также дубасы, дубища, дубки и т.п. Именно такие плавсредства в 1615 году сопровождали чайки П. К. Сагайдачного при набеге на Kaфу. Местами их постройки были Киев, Сеча (Запорожье), Перевалочна, Кодак, Новобогородицк, а также районы впадения в Днепр рек Самара и Орель.
Дуб, или грузовой челн, был плоскодонным с малой осадкой. В оконечностях имелась палуба, а борта были укреплены брусьями. В диаметральной плоскости устанавливали две или три мачты с рейковым парусным вооружением. Некоторые дубы имели длину до 20 м, а ширину до 7 м и могли принимать до 100 тонн груза. Практика строительства этих судов в последующем распространилась и на насады, которые также предназначались для перевозки грузов.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru