Проа Майянг
Если дау является европейским собирательным термином для арабских судов, то проа (Prau, Proa или Prahu) тоже общий термин, охватывающий большое количество типов судов малайско - индонезийского мира.
Для проа типичным был сверхдлинный четырехугольный дранковый парус, укрепленный на двух реях и удерживаемый на мачте за первую треть верхнего рея. Парус уменьшался в одну сторону по высоте, поэтому реи не были параллельны друг другу. В случае проа Bedang это уменьшение было таким, что на более удаленной стороне от мачты оба рея сходились и были связаны друг с другом. Поэтому у этого проа парус был треугольным.
Реи обычно представляли собой стройные рю. Однако у проа Майянг нижний (?) рей, как видно на модели в Немецком музее в Мюнхене, представлял собой тяжелое сооружение, состоявшее из нескольких деревьев. Мачта была короткой, и на топе находился шкив для фала. По сторонам ее поддерживали три пары вант и без юферсов или" подобных им дельных вещей ванты непосредственно подвязывали к кренгельс-стропам, поставленным на боковые релинговые стойки. Двойной передний штаг на баке за штевнем шлагом охватывал "держатель" бушприта (простая балка, протянутая между бортами над палубой на высоте 1—2 фута) и крепился на носовых битенгах.
Бушприт выполняли из двух рангоутных деревьев, выступавших наружу по обеим сторонам штевня. Концы деревьев были заведены под "держатель" и были к нему принайтовлены. Вне форштевня конец короткого правого рангоутного дерева был принайтовлен к длинному левому (на рис. короткое дерево — левое, длинное — правое). В вулинг обоих деревьев был ввязан простой ватер-штаг, проходивший через коуш в форштевне и крепившийся на носовом битенге правого борта. На внешнем конце бушприта имелось отверстие, через которое проводили галс треугольного кливера. Этот привлекательный кливер и гафельный парус на сравнительно далеко позади стоявшей бизань-мачте, вероятно, следует приписать европейскому влиянию тогдашних колониальных властей.
Блоки проа были без шкивов. Такелаж укладывали на битенгах или кренгельс-стропах. К примеру, в передней части судна по обеим сторонам находились банки, в отверстия которых при надобности вплетали кренгельс-стропы, служившие для крепления тросов.
|