Саколева
Если сравнивать с судами северной Европы, то греческая саколева по своему вооружению и грузоподъемности ближе всего подходит к шмаку фризского побережья Северного моря. Она была полуторамачтовой с наклоном грот-мачты вперед на угол 14°. Стеньга, которую на трех найтовах перед мачтой крепили к ней, по длине на 1/7 превосходила мачту и 3/7 своей длины прилегала к ней. Поставленная на корме и под таким же углом наклоненная назад бизаньмачта имела длину около 2/3 грот-мачты. Как шмак, саколева несла бушприт и выстрел, выступавший за корму (нем. Heckspriet — кормовой шпирт).
Схожесть наблюдалась и в парусности. Оба типа имели большой шпринтовый парус с длинным шпринтовом, прямой топсель на рее, 2—3 передних треугольных стакселя и косую бизань. Небольшие отличия имелись в наклоне мачт, принайтовленной стеньге, в проводке ряда снастей и иной форме бизани. В то время как на шмаке этот парус являлся шпринтовом, саколева имела простейшую форму треугольного паруса, т. н. "шафшинкен".
У Э. Пари можно найти некоторые размерения этого судна, снятые с модели, находящейся в парижском морском музее, м:
Длина 12,60
Ширина 3,50
Длина грот-мачты со стеньгой 12,20
Стеньга 5,10+3,40=8,50
Грота-рей 6,80
Марса-рей 5,40
Драйвер-мачта 5.00
Кормовой выстрел 2,50
Утлегарь 3,50
Площадь парусов 84,60 м2
На долю шпринтового паруса приходилось 44,40 м2, топселя 19,40 м2, фор-стакселя 8,45 м2, кливера 7,76 м2 и бизани 4,56 м2.
Не приведены размеры бушприта, шпринтова и бизань-мачты. Они были приблизительно такие: бушприт 7,40 м, шпринтов 11,80 м и бизань-мачта 5,00 м.
В качестве грузового судна саколева ходила в основном между греческими островами, в Италию и на Черное море.
|