Трабакколо
Трабакколо — торговое судно с полными образованиями длиной около 60—100 футов использовалось в основном в Адриатике, происходит из Chioggia, недалеко от Венеции. Соотношение длины к ширине составляло примерно 3. Эти суда повсеместно заслужили славу очень хороших прибрежных судов, выходивших и в море.
Иногда Трабакколо транспортировали и войска. Отряд средиземноморских военных судов США к началу XIX в. купил два трабакколо для перестройки их в бомбарды.
Трабакколо имел две мачты. Гротмачта стояла вертикально в 5/19 длины палубы от кормы, а фок-мачта слегка наклонялась вперед и находилась в 15/19 длины палубы от кормы. Длина грот-мачты от киля до топа равнялась утроенной наибольшей ширине судна, а фок-мачта была на 1 фут 8 дюймов меньше.
Трабакколо, вооруженное люгером, на передней мачте имело перебрасываемый (на другой галс) люгерный парус, а на грот-мачте неперебрасываемый. По нижней шкаторине оба паруса имели гики.
Различие между перебрасываемым и неперебрасываемым люгерными парусами заключалось в способах их крепления. При перебрасываемом парусе фал крепили на рее примерно в 2/5 длины рея, считая к носу, т. е. почти посередине, а галс гаком заводили за что-либо впереди мачты (часто на баке). Парус несли на подветренной стороне мачты. При лавировке и переходе на другой галс нижний конец рея обводили вокруг мачты, чтобы опять парус нести на подветренной стороне, и галс снова гаком крепили на соответствующем обухе.
У неперебрасываемого люгерного паруса фал крепили на 1/4 — 1/3 длины рея, считая от нижнего конца, а галс — на мачте или внизу на палубе. Этот парус при лавировке не перебрасывался, поэтому он находился то на подветренной, то на наветренной сторонах мачты.
Бушприт был выдвижным, на нем несли 1—2 летучих кливера. На Трабакколо, как и на большинстве судов Средиземноморья, мачты были без штагов.
|