Багала
Это судно, название которого можно перевести как "мул", было основным перевозчиком грузов в арабской торговле. Его водоизмещение составляло 150—500 т, оно имело две, а иногда и три мачты. Отличительные его черты — сплошная палуба, галф-дек и прямой, сильно вываленный вперед форштевень, оканчивавшийся вырезанной столбовидной головкой. Кормовая часть выделялась украшенным транцем, боковыми карманами и круглой кормой. Именно здесь очень заметно влияние европейских судов XVII и XVIII вв.
У большинства арабских судов мачты имели наклон вперед, и грот-мачта, стоявшая в степсе позади наибольшего бимса, принайтовлена к столбу, поставленному с тем же наклоном, что и мачта, и в том же степсе, но впереди наибольшего бимса. В топе мачты в зависимости от величины судна находились I—2 шкив-гата со шкивами — блокшкивы. Сбоку мачты удерживались 2—3 парами вант, поставленных на тали, а грот-мачта впереди имела грота-штаг, проведенный к внутреннему штевню. Этот штаг тоже стоял на талях. Рю была из одной штуки дерева, а на больших судах из нескольких штук, принайтовленных друг к другу. В середине рю был принайтовлен фал-кламп. Фал рю крепили к фал-клампу, а не прямо к рю.
Этот фал рю, одиночный или двойной, проводили через шкив или шкивы в топе мачты и наискосок вниз на палубу, где заканчивали многошкивным блоком. Кнехт, наклоненный как фал и стоявший посередине судна перед ютом, своими врезанными шкивами представлял второй блок талей фала. На больших судах этот кнехт имел два ряда блок-шкивов. В нижнем ряду три шкива для фала и над ними два других для дирик-фала. Последний от верхней трети рю вели через блок в топе мачты, затем по направлению фала вниз и заканчивали двухшкивным блоком, соединенным талрепом со шкивами кнехта.
Простой затягивающийся ракс-бугель держал рю у мачты. Лопарь бугеля проводили к палубному блоку вблизи кнехта. Тяжелые рю имели и рю-галс, который в виде талей проходил на нос к "анкер-бимсам". Рю вооружали и эренс-бакштагами. Парус рю имел раскрой "сетти", и его верхняя шкаторина под рю переходила в небольшую наветренную шкаторину, шедшую под малым углом по отношению к верхней, и, следовательно, парус был четырехугольным. Он имел галс, шкот и 1—2 горденя для уборки паруса.
|