Шлюп
Г. Шцимански указывает, что шлюпы вооружали мачтой со стеньгой. Однако так было не всегда и мачту со стеньгой часто соединяли железными бугелями без марсового салинга и стень-эзельгофта. По вооружению шлюпы разделяли на шлюпы с реями и гафельные.
Шлюп с реями. В основном имел вооружение яхты. Наряду с изобра женными на рисунке прямыми парусами он часто нес еще и брифок *. Гафельный парус сверху был шире, чем парус у яхты. Брифок вошел в употребление только в конце столетня. Когда его несли, то фока-рей соответственно оснащали фалом, ракс-бугелем, брасами и пертами.
Гафельный шлюп. Эти суда не несли прямых парусов, но зато над гафельным парусом находился треугольный гаф-топсель. Яхты для развлечений часто вооружали гафельным шлюпом. Этот тип вооружения впервые появился в последнем десятилетии XVIII в. Не всегда гафельные шлюпы, как шлюпы с реями, несли "джагербаум" (нем. Jagerbaum) **. Тогда на бушприте находился только фока-стаксель и летучий кливер. Большие шлюпы, особенно шлюпы с реями, имели и кливер-леер, бом-кливер же несли летучим. Грота-трисель шлюпа иногда имел "баланс-риф", который от верхнего галсового угла паруса шел диагонально к верхнему риф-банту. Риф-банты кое-где не имели риф-сезней.
* По К. И. Самойлову (Т. I. С. 128) "брифок - название прямого фока v тендеров, шхун, авизо и т. и., когда он не остается привязанным постоянно к рею. В привязанном состоянии его обычно называют фоком" (нем. Breitfock — широкий фок).
** Бом-кливер на этих судах называли Jager, поэтому Jagerbaum — бом-кливер-выстрел.
|