Голландские "херрен-яхты"
Этот тип судов возник из малых мелкосидящих торговых судов Гол- ландии для удовлетворения возросших потребностей недавно образованной Объединенной Голландии в хороших прогулочных и представительских судах. В долгих военных столкновениях с Испанией под руководством принца Вильгельма Оранского предшественники этих судов часто снабжались пушками и доказали свою ценность.
Одной из первых военных яхт в конце XVI в. стала яхта "Нептун" ("Neptunus") принца Моритца, постройка которой сильно повлияла на строительство государственных и "херрен-яхт" (частных) XVII— XVIII вв. Из-за малой осадки и плоского днища эти яхты снабжались боковыми швертами и несли очень длинную невысокую надстройку в качестве официального помещения, так называемый павильон. Примерно до 1670 г. яхты имели широко распространенное в Голландии шпринтовое вооружение, причем именно Биллем ван де Вельде - старшему на картине, датируемой 1650 г., принадлежит изображение на яхте принца нового гафельного вооружения.
Грота-трисель наряду с риф-бантом часто имел и бонет, а мачта — штаг и лось-штаг. Штаг заканчивался большим пятидырочным юферсом, непосредственно принайтовленным к штевню. Лось-штаг ставили на обычные юферсы, причем оковку нижнего юферса крепили болтами на передней стороне штевня. По лось-штагу ходил фока-стаксель, а единственный кливер на бушприте был летучим. На ноке бушприта обычно находился гюйс-шток. После введения гафельного вооружения на мачте был поставлен топсель на рее.
|