ПАРУСА
Паруса- представляют собой поверхности, служащие для восприятия давления ветра, если последний служит в качестве двигателя судна. Все приспособления, создаваемые на судах для применения к ним ветра как движущей силы, составляют вооружение парусного судна. В состав вооружения входят: рангоут - все деревянные части, такелаж - все снасти и паруса. Для более удобного ознакомления с рангоутом, такелажем и парусами здесь рассмотрено вооружение парусного судна с так называемой фрегатской оснасткой (системой парусов и снастей). Основную часть рангоута корабля составляют мачты: фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта и бушприт. Так как такелаж, части рангоута и паруса сходны между собой на всех трех мачтах, то все одинаковые детали их имеют и одинаковые названия, с прибавлением впереди слов: фок (или фор), если предмет принадлежит к фок-мачте; грот - если предмет у грот-мачты и бизань (или крюйсель) у бизань-мачты. Все мачты делаются составными, для более удобного обращения с ними. Нижние части их, прикрепляющиеся непосредственно к корпусу судна, носят названия мачт (в собственном смысле). Продолжение мачт составляют стеньги; к стеньге прикрепляется брам-стеньга, верхняя часть которой называется бом-брам-стеньгой. Нижний конец каждой из этих деревянных частей имеет название шпора, верхний - топа. При соединении мачты со стеньгой имеется полукруглая площадка, называемая марсом, который положен на раму из двух продольных брусьев (лонгосалингов) и двух поперечных (краспиц). Под краспицами, для их укрепления, прикреплены к мачте толстые доски, называемые чиксами. При соединении стеньги с брам-стеньгой имеются только лонгосалинги и краспицы, составляющие салинг; у брам-стеньги, в том месте, где она переходит в бом-брам-стеньгу, ставится бом-салинг - круглый бугель (кольцо) с железными ветвями (рожками). Продолжение бушприта составляет утлегарь, к которому в свою очередь прикрепляется бом-утлегарь. Мачты укрепляются в надлежащем положении при помощи снастей, называемых стоячим такелажем. Те снасти стоячего такелажа, которые удерживают мачты с передней стороны, носят названия штагов с прибавлением к этому названию названия деревянной части, которое они укрепляют: стень-штаг (от топа-стеньги), брам-штаг (от брам-стеньги), бом-брам-штаг (от верхнего конца бом-брам-стеньги); нижние штаги получают в прибавление к своему названию только название мачт. Штаги соединяют также и мачты между собой, так как идут, например, от марса одной мачты к салингу другой, от салинга одной к бом-салингу другой и т. д., а также и бушприт с мачтами. Бушприт в свою очередь укрепляется снизу ватер-штагами (от конца бушприта к корпусу судна), утлегарь штагами (от конца утлегаря) и бом-утлегарь-штагами (от конца бом-утлегаря).
Для укрепления с боков бушприта служат бакштаги (ватер-бакштаги, утлегарь-бакштаги и бом-утлегарь-бакштаги - от тех же мест, где прикрепляются ватер-штаги, утлегарь-штаги и т. д. к борту судна), у мачт - ванты. Последние носят названия: нижних вант, идущих от марса к борту; стень-ванты, от салинга к марсу и брам-ванты, от бом-салинга к салингу. Для укрепления мачты с задней стороны служат фордуны, идущие от салинга (стень-фордуны); бом-салинга (брам-фордуны), и от верхней части бом-брам-стеньги (бом-брам-фордуны) к борту, позади нижних вант. Последние также служат противодействия перегибу вперед мачты, для чего все прикрепляется к борту позади мачты. Для вытягивания стоячего такелажа - вант и фордунов - пользуются юферсами с талрепом - рядом упрощенных талей, без блоков, где снасть лишь скользит по желобкам в деревянных или чугунных юферсах. При проволочном стоячем такелаже употребляют винтовые талрепа. Нижний юферс или нижнюю часть винтового талрепа прикрепляют к железным планкам по борту судна, называющимися вант-путинсами.
Паруса на судах разделяются на прямые и косые. Когда судно в покое, впервые располагаются поперек, вторые в диаметральной плоскости. Прямые паруса растягиваются по реям. Реи имеют названия: нижний рей, марса-рей, брам-рей и бом-брам-рей. Такелаж реев следующий: нижний рей не изменяет свое положение по высоте относительно мачты и подвешен к последней на короткой цепи (цепной борг); марса-рей подвешивается на марса-фале; брам-рей и бом-брам-рей - на брам-горденях и бом-брам-горденях. Середина реев придерживается к мачте при помощи бейфутов. Концы реев поддерживаются в горизонтальном положении при помощи топенантов (марса-топенант, бнрам-топенант и бом-брам-топенант). Для поворота реев в стороны служат брасы (нижние брасы, брам-брасы и т. д.) Из косых парусов часть растягивается по гафелям, упирающимся нижним концом в мачту. Гафель имеет следующий такелаж: бейфут для соединения с мачтой; гафель-гардель для подъема нижнего конца гафеля (ближайшего к мачте); дирик-фал - для подъема верхнего конца гафеля; эринс-бокштаги, закрашенные к ноку (концу) гафеля и служащие для поворачивания его. У бизань-мачты парус, прикрепленный сверху к гафелю, имеет с низу другое дерево (в виду того, что парус выходит за пределы борта), называющееся гиком. Гик прихватывается к мачте бейфутом; другой конец поддерживается гик-топенантами. Для растягивания паруса вниз, гик снабжается гика-шкотом; для поворота - гика-бросами. Прямые паруса имеют следующие названия: прикрепленные к фок-рею и грот-рею - нижние паруса - фок и грот (на бизань-мачте нет нижнего паруса). К марса-реям прикрепляются марселя (фор-марсель, грот-марсель и крюйсель); к брам-реям - брамселя, к бом-брам-реям - бом-брамселя. Из косых парусов, прикрепленные к гафелям называются триселями (фор-трисель, грот-трисель и бизань). Паруса, протягиваемые между мачтами, называются стакселями. Из них перед фок-мачтою имеются: бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель. Между фок-мачтой и грот-мачтой: грот-стеньга-стаксель и грот-брам-стаксель. Первые паруса имеют треугольную форму, последние трапециидальную. Кроме этих парусов на корабле ставятся в помощь прямым парусам на фок-мачте и грот-мачте - лиселя - паруса, присоединяемые сбоку к нижним парусам, марселям и брамселям. Они носят названия: ундер-лиселя, марса-лиселя и брам-лиселя. Они прикрепляются к рейкам, выстреливаемым (выдвигаемым) на реях; нижний край ундер-лиселя прикрепляется к выстрелу (шесту), прикрепленному на шарнир к болту.
Паруса шьются из парусины, которая бывает восьми номеров по толщине; самый тонкий №8, самый толстый №1. Номера парусины, применяемой к шитью паруса, зависит от величины судна; кроме того, на каждом судне нижние паруса делаются из более толстой парусины, чем верхние. Парусина изготовляется полотнищами, шириной 24 дм, которые сшиваются при изготовлении паруса так, чтобы образовать вертикальные швы. Кромки парусов обшиваются шнуром, называющимся лик-тросом; обшитые кромки называются шкаторинами. Углы паруса имеют различные названия, смотря по тем снастям, которые закладываются (закрепляются) в них. У прямых углов верхние углы называются нок-бензельными (т. е. прикрепляющиеся при помощи бензеля особой снастью), нижние углы шкотовыми (шкотом называется снасть, растягивающая у паруса подветренную сторону; у прямых парусов, кроме нижних, имеются у обоих нижних углов шкоты, прикрепляющие их к нокам (концам) нижележащих рей). У гафельных парусов углы называются: шкотовый, галсовый (галс - снасть, растягивающая наветренную сторону паруса; имеется у прямых парусов лишь у нижних, где тянется от нижнего угла паруса по направлению к носу судна - противоположному направлению шкоута), нок-бензельный (у нока гафеля), верхний галсовый (у нижнего конца гафеля). У кливеров и стакселей углы называются: фаловый (фал стакселя или кливера - снасть, подымающая эти паруса вверх; нирал, прикрепляющийся к тому же углу, тянет его вниз, при опускании паруса), галсовый и шкотовый (у стакселей, кливеров и триселей в шкотовые узлы закладывают два шкота, по одному для каждого борта). Для уменьшения площади паруса (нижних, марселей и триселей; при свежем ветре и т. п.) берутся у парусов рифы. Для этой цели на парусе, параллельно нижней шкаторине, располагают несколько рядов коротких веревочек, продетых на обе стороны паруса и называемых риф-селезнями. У концов каждого ряда имеется более крепкая снасть, называющаяся штык-болт. Для взятия рифов опускают рей, притягивают к нему сперва обе боковые шкаторины паруса для закрепления штык-болта, затем охватывают при помощи риф-селезней рей, захватив, таким образом, часть паруса между рядом риф-селезней и реем. У прямых парусов риф-селезни находятся на верхней части паруса, у косых - на нижней. Так как взятие рифов представляет собой действие очень трудное и требующее многочисленной команды, то были придуманы различные способы этого дела. Так как труднее всего брать рифы на марселях, как вследствие большой их площади, так и вследствие высокого положения их на мачте, то иногда делаются вместо одного - два марселя. Такие марсели (площадь каждого равна 1/2 площади обыкновенного) имеют названия разрезных марселей. По другому способу рифы берутся помощью наворачивания паруса не рее (или на гике - у триселей). Такие паруса с вращающимися реями называются парусами Каннингама, по имени изобретателя. При шторме обыкновенные паруса переменяются на штормовые, значительно меньшего размера и шитые из самой прочной и толстой парусины. В тех местах, где парусу необходимо придать особую крепость или где он трется о какую-нибудь снасть, у него делаются нашивки, большей части с изнанки (т. е. стороны, противоположной той, на которую действует ветер). Нашивки называются бантами, если пришиты поперек полотнищ, например фир-банты, служащие для укрепления паруса на месте риф-селезней, и боутами, если нашиты вдоль полотнища или вкось относительно рея.
Паруса сквозные - паруса с отверстиями для прохода воздуха. Всеобщее внимание возбудили в 1896 г. при посещении филадельфийского порта итальянским парусным судном "Salvatore Accame", обладавшего подобными парусами. Впервые предложены были еще в 1848 г. капитаном итальянского коммерческого флота Гектором Вазалло. Когда он снабдил один из кораблей подобными парусами, то достиг скорости 9,5 узлов вместо 7,5 получавшихся ранее при том же ветре. Выгода является вследствие того, что давление ветра на единицу площади паруса становится больше, если парус имеет посередине отверстие для прохода воздуха (тот же принцип иногда применялся у рулей). По соображениям Вазалло, в прямых парусах следует делать внизу по два отверстия, диаметром от 8 до 12 дм, на расстоянии 5-8 футов от углов; для косых парусов достаточно и одного отверстия. Сквозные паруса в настоящее время применяются на многих германских, английских, испанских и итальянских коммерческих судах и яхтах.
PАНГОУТ И СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ ФРЕГАТА
1. Бушприт.
2. Утлегарь.
3. Бом-утлегарь.
4. Фок-мачта.
5. Фор-стеньга.
6. Фор-брам-стеньга.
7. Грот-мачта.
8. Грот-стеньга.
9. Грот-брам-стеньга.
10. Бизань мачта.
11. Крюйсель-стеньга.
12. Крюйсель-брам-стеньга.
А. Фока рей.
В. Фор-марса-рей.
С. Фор-брам-рей.
D. Фор-бом-брам-рей.
Е. Фор-трисель-гафель. F. Грота рей.
H. Грот-брам-рей.
J. Грот-бом-брам-рей.
K. Грот-трисель-гафель.
L. Бегин рей.
M. Крюйсель рей.
N. Крюйсель-брам-рей.
O. Крюйсель-бом-брам-рей.
P. Бизань гафель.
R. Гик.
a. Ватер штаги.
b, b', b'' - ватер бакштаги,
утлегари и бом утлегарь.
c,d - утлегарь штаги и бом,
утлегарь штаги.
f, f', f'', f''' - фока штаг, фор стень штаг, фор брам штаг
и фор бом брам штаг.
g, g', g'', g''' - грота штаг,
грот стень штаг, грот брам
штаг, грот бом брам штаг.
h, h', h'', h'' - бизань штаг,
крюйсель штаг, крюйсель брам
штаг, крюйсель бом брам штаг.
i, i', i'' - фок ванты, фор
стень ванты, фор брам ванты.
k, k', k'' - грота ванты, грот
стень ванты, грот брам ванты.
l, l', l'' - бизань ванты,
крюйсель стень ванты,
крюйсель брам ванты.
m, n, o - форунды.
f, f', f'', f''' - фока штаг,
СХЕМА ПАРУСОВ НА ФРЕГАТЕ
А) Между бушпритом и фок-мачтой.
1. Бом кливер.
2. Кливер.
3. Фор стеньга стаксель.
4. Фока стаксель.
Б) На фок-мачте.
1. Фок.
2. Фор-марсель.
3. Фор-брамсель.
4. Фор-бом-брамсель.
5. Фор трисель. В) На грот-мачте.
1. Грот.
&nbsp2. Грот-трисель.
&nbsp3. Грот-брамсель.
4. Грот-бом-брамсель.
5. Грот-трисель.
Г) На бизань мачте.
1. Бизань.
2. Крюйсель.
3. Крюйс брамсель.
4. Крюйс-бом-брамсель.
копирайт из
http://library.thinkquest.org/