Бабий узел
Сколько ирония и пренебрежения можно услышать со
стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо
внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать
моряки - завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший
бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами.
Мол, это - позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел -
универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным
делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни
с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда
им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать.
Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько
сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то
других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно,
то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в
даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два
полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же
сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что
он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его
завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он
может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки
разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают
им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи
с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков.
За рубежом его называют <бабушкиным>, <дурацким>,
<телячьим>, <ложным>, <салаговым> узлом. Но, как ни
странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых
стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться
развязыванию), они уловили одно его положительное свойство - при
определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык - в один из
самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна
на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке
завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это
непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали
стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за
причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью
презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который
намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала,
делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом
бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю
набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел
превращается в простой штык.
|