История кораблей История кораблей История кораблей


Колышка "Баранья нога"

Image 

В английском морском языке этот узел называется "Sheepshank", что означает "баранья ляжка". Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют "узлом для укорачивания троса". Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Вахтин в своем "Объяснительном морском словаре", изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел называет "колышкой". Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе.
 
Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов, когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки, разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 м троса, а под рукой есть свободный кусок только длиной 40 м, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную "баранью ляжку" одним из двух способов. Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (в). Узел "колышка" применяется не только в целях укоротить длину троса на время. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом (как, например, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочности: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на схеме (г), не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или прихватить петли к коренным концам схватками.
 
 

 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru