История кораблей История кораблей История кораблей

64-пушечный линейный корабль "Ингерманланд"

Image

"Ингерманланд", несомненно, был лучшим кораблем своего времени во всех отношениях. Названный в честь русских земель, отвоеванных у Швеции в ходе Северной войны 1703 г., он был разработан самим Петром I. Строительство корабля началось 30 октября 1712 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Руководил постройкой судна известный в то время корабельный мастер англичанин Ричард Козенс (Richard Cozens), приглашенный Петром I в Россию в 1700 году и строивший корабли на Воронежской верфи. В 1712 году по приказу государя Козенс был переведен в Санкт-Петербург для строительства новых кораблей Балтийской флотилии. "Ингерманланд" был торжественно спущен на воду 1 мая 1715 года и с первых дней плавания завоевал признание Петра I.

Новый линкор обладал очень удачной современной конструкцией. Впервые для того времени были применены промежуточные брусья в наборе судна для усиления корпуса, диагональная обшивка с внутренней стороны корпуса, на фок и грот-мачтах появился третий ярус парусов – брамселей, расположение артиллерии полностью учитывало сохранение остойчивости судна при максимальной мощности залпа. Своей конструкцией он опередил кораблестроение своего времени на многие десятилетия. Ввиду всех своих особенностей "Ингерманланд" отличался очень хорошими мореходными качествами и при этом имел достаточно мощную артиллерию. На нижнем деке (гон-деке) размещались двадцать четыре 30-фунтовых орудия (по некоторым данным 32-фунтовых), на верхнем (опер-деке) столько же 16-фунтовых, на шканцах (ахтер-кастеле) четырнадцать 12-фунтовых, на баке (фор-кастеле) два 12-фунтовых. В некоторых источниках указывается, что "Ингерманланд" имел 66 пушек. В корме действительно было два ретирадных порта, предназначенных для защиты судна от преследующего противника, но туда, в случае необходимости, устанавливали ближайшие бортовые орудия. Есть мнение, что подводная часть "Ингерманланда" была обшита медными листами для защиты от червоточины и обрастания ракушками. Такую обшивку днища начали применять с начала XVIII века, но, к сожалению, в архивах не сохранилось таких данных относительно "Ингерманланда". Судя по старинным гравюрам, а также по сделанной в 1872 году модели этого судна, у которой подводный борт был выкрашен в цвет, имитирующий медную обшивку, можно предположить, что подводная часть корабля действительно была обшита медными или бронзовыми листами. В течение многих лет после вступления в строй "Ингерманланд" был флагманским кораблем Балтийского флота. В ходе кампании 1716 года против Швеции Петр I, командующий объединенной эскадрой союзных с Россией держав: Англии, Голландии, Дании, держал на "Ингерманланде" свой штандарт. Штандарт на флагмане Балтийского флота развевался вплоть до 1725 года.

Петр I понимал, что "Ингерманланд" был уникальным кораблем, а чертежи (порой неполные, ведь по большей части кораблестроение в России развивалось так стремительно, что просто некогда было все переносить на бумагу) могли обветшать и прийти в негодность, поэтому повелел, что "судно должно сберечь для памяти". После смерти Петра I в 1725 г. "Ингерманланд" больше не видел моря, так как находился на вечной стоянке в гавани Кронштадта. Так была исполнена воля Государя, но в 1735 г. во время сильного шторма корабль затопило водой и он сел на грунт. После этого в 1739 году корпус корабля пришел в негодность и был разобран на дрова. Но "Ингерманланд" не был потерян навсегда, ведь проект корабля был настолько совершенен, что по нему с некоторыми изменениями и дополнениями с 1715 по 1843 гг. были построены шесть одноименных (последний "Ингерманланд" - 74-пушечный линейный корабль – служил на Балтийском флоте с 1844 по 1860 год), а всего - около шестидесяти кораблей. Некоторые элементы резного убранства судна, выполненные по эскизам Петра I, украшают один из павильонов музея "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. В Центральном военно-морском музее в этом городе сохранилась часть реликвий принадлежащих великому кораблю своего времени.

Размеры судна

Длина корпуса 46,25 м. Ширина по миделю 12,8 м. Глубина трюма 5,56 м.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2025 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru