Катапульта и стреломет. С развитием метательных машин их стали применять
и на судах. Установленные на носу судна, они имели назначение
препятствовать абордажу. Однако широкого распространения древняя
корабельная артиллерия не получила вследствие того, что сырой морской
воздух размягчал пружины, изготовленные из жил животных или конского
волоса. По своей конструкции метательные машины подразделялись на
двуплечевые — эютютоны, или катапульты, и одноплечевые — полинтоны, или
баллисты.
Катапульта (иногда она же – баллиста) —состояла из рамы, в которой был
установлен один пучок жил. В середину пучка был вставлен рычаг с ложкой
или пращей для снаряда. Для приведения машины в действие рычаг с
помощью ворота оттягивался вниз, в ложку вкладывали снаряд и отпускали
ворот. При этом рычаг ударялся в перекладину и посылал снаряд, который
летел на расстояние до 400 метров. Дальнобойность доходила до 200
метров. Начальная скорость полета снаряда была около 45 м/с. В качестве
снарядов применялись камни, горшки и бочки с горючей смесью. При
запуске снаряд летел круто вверх и, попав в корабль, пробивал палубу и
днище. Наивыгоднейший угол бросания снаряда находился в пределах от 0°
до 10°, так как с увеличением угла увеличивалось подпрыгивание машины,
уменьшалась начальная скорость и меткость попадания.
Стреломет — метательная машина, изобретенная в Древнем Риме.
Конструкция машины понятна из приведенного выше рисунка. Ударная доска
оттягивалась воротом с помощью системы тросов и после освобождения
выпрямлялась и выталкивала стрелы, установленные в направляющих досках.