История кораблей История кораблей История кораблей

Славное начало - рождение российского военно-морского флота
Славное начало


Хотя официальной датой основания русского регулярного флота является 1696 год, а постройка первого в России военного корабля — 1669 год, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность, в IV—IX века. В те времена территорию, ограниченную Черным морем на юге, низовьями Дуная — на западе и Северным Донцом — на востоке, заселяли племена восточных славян — антов, которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На своих легких, но прочных и достаточно мореходных лодьях-однодеревках они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.
В начале IX века большое значение в жизни восточных словян приобрел торговый путь "из варяг в греки", пролегающий из Балтийского моря в Черное и Каспийское моря. С этого времени морские походы русских в Черном и Каспийском морях, а несколько позднее на Балгийском и Белом, становятся систематическими. По свидетельству древних восточных писателей, русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Эти походы убедительно говорят о высокой морской выучке наших предков, их отваге и выносливости, хороших мореходных качествах строимых ими кораблей — лодей.
На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и поморы (русские поселенцы на побережье Белого моря). Осуществляя промысел пушного зверя и рыбы, они из года в год, невзирая на льды и штормы, все дальше и дальше проникали в северные и восточные районы морей Северного Ледовитого океана. Сейчас, в век бурного развития Науки и Техники, век атомной энергии и радиоэлектроники мы не можем не восхищаться мужеством и отвагой этих людей. Безудержная страсть к новому, неизведанному побуждала их на небольших деревянных суденышках — кочах совершать дальние походы и экспедиции. В 1595 году они достигли устья Оби, где основали город Обдорск (ныне Салехард), а в 1601—1602 годах — Тазовской губы, где пять лет спустя началось строительство центра торговли пушниной на Севере города Мангазеи. Совершая плавания, русские вскоре достигли Таймыра и устья Лены, побывали в устьях Яны и Индигирки. В 1647 году коч казачьего десятника Василия Бугры прошел море Лаптевых, Восточно-сибирское и достиг Колымы. Вышедшая на следующий год из Нижне-Колымска экспедиция казака Семена Дежнева 20 сентября 1648 года пробилась до самой восточной точки азиатского материка.
Конец XVII века ознаменовался еще одним открытием русских мореплавателей : в 1697 году казак В.В.Атласов первым изрусских достиг побережья Камчатки и Курильских островов.
Все эти плавания способствовали не только развитию мореходства, приобретению русскими мореплавателями практических навыков судовождения, но и совершенствованию ими судостроения и средств навигации, а также позволили России расширить свои границы к северу и на восток.
Однако несмотря на все это, Россия к концу XVII века по-прежнему для производства торговли с западноевропейскими странами имела только один порт — Архангельск, да и тот на Белом море, в отдалении от оживленных международных торговых путей. В этих условиях крепнущему русскому государству крайне необходимы были выходы в Балтику и южные моря. Этого требовала не только быстро развивающаяся экономика страны, но и необходимость защиты границ русского государства от набегов крымских татар и турок на юге и со стороны шведов на северо-западе. Рассматривая международную обстановку тех времен, Карл Маркс писал: "Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоаачально находилось государство Петра Великого, никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны; Россия не могла оставить устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устьев Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевников-татар".
Уже первая военная кампания 1695 года доказала Петру 1, что для успешнго решения этой проблемы необходим флот. Поэтому, временно свернув боевые действия, Петр приступил к созданию судостроительных верфей на Волге, Доне и их притоках, а затем и к постройке боевых кораблей.
Направив первоначально все свои усилия на юг, Петр 1 в 1696 году овладел располюженной в месте впадения Дона в Азовское море турецкой крепостью Азов.

Image
Взятие турецкой крепости Азов


Чтобы получить выходы в Азовское, а затем и в Черное моря русским войскам в первую очередь необходимо было взять находившуюся в устье Дона сильно укрепленную турецкую крепость Азов. Однако первая попытка овладения этой крепостью, предпринятая Петром 1 в 1695 году, из-за отсутствия у русских флота окончилась неудачей. В следующем году Петр 1 направил туда специально построенный для блокады крепости с моря флот в составе двух 36-пушечных кораблей и 22 галер. Войдя 27 мая в Азовское море, эти суда блокировали крепость Азов с моря, не давая турецкому флоту возможности подвезти подкрепление осажденной крепости. Благодаря совместным блокадным действиям русских наземных войск и флота Азов 18 июля 1696 года пал.
Эта победа, в результате которой русские суда получили свободный выход в Азовское море, вдохновила Петра 1 на борьбу со Швецией за выходы в Балтику, и 19 августа 1700 года он объявил Швеции войну.

Image
Бой в устье Невы


Выходу русских в Балтийское море препятствовали две шведские крепости — Нотебург у истоков Невы и Ниеншанц близ ее устья. Овладев 11 октября 1702 года первой из них, а 1 мая следующего года — второй, Петр 1 на рассвете 7 мая 1703 года, пользуясь дождливой погодой и туманом, с дзумя отрядами посаженных на 30 лодок солдат атаковал подошедшие к Ниеншанцу и ставшие на якоря шведские 10-пушенный галиот "Гедан" и 8- пушечную шняву "Астрильд". Застигнутые врасплох, шведы открыли ураганный орудийньй и ружейный огонь, но, окруженные со всех сторон русскими судами, после упорного абордажного боя были вынуждены спустить флаг и сдаться в плен. Эта победа заставила шведскую эскадру навсегда оставить устье Невы Для его защиты была основана крепость на острове Янни-Сари в мае 1703 года (нынешняя Петропавловская крепость) и заложен город Санкт-Петербург — первый русский порт на Балтийском море.
В ходе многолетней кампании, вошедшей в историю под названием Северной войны, Россия, ведя борьбу за выход в Балтийское море, начиная с 1702 года приступила к строительству Балтийского флота. Первоначально небольшие корабли строились на Сясьской верфи (на реке Сясь), с 1703 года — на Олонецкой, затем — на Лужской и Новоладожской верфях, а вскоре — и на Главном Адмиралтействе, основанном на берегах Невы в новом городе Санкт-Петербурге.

Image
Строительство Адмиралтейства


Сознавая решающую роль флота в борьбе за выход России к морям, Петр 1 сразу же после осювания в 1703 году Санкт-Петербурга одновременно со строительством крепостных укреплений и городских зданий приступил к сооружению в центре нового города судостроительной верфи — Адмиралтейства. Основные работы по постройке были завершены к конщу 1705 года. Наряду со строительством верфи в городе создавались необходимые для постройки и оснащения судов металлообрабатывающие, канатные, смоляные, деревообделочные и другие подсобные предприягия. Уже в феврале 1704 года в Новом Адмиралтействе была произведена закладка первых малотоннажньх парусных и гребных судов, а пять лет спустя — первого линейного корабля. Через несколько лет эта верфь стала крупнейшей в стране и была способна строить самые большие парусные суда; к концу Северной войны на ней было построено до 50 процентов всех линейных кораблей, являвшихся основной силой Балтийского флота. Если первоначально на верфи было занято всего лишь 500 рабочих, то в 1710 году их было уже 4720, с. в 1725 году — 15 000 человек.
Некоторая часть кораблей для флота была построена и в Архангельске, откуда они вокруг Скандинавии своим ходом перешли на Балтику, а часть куплена за границей.
Разгром шведской армии под Полтавой в 1709 году обеспечил России возможность продолжить борьбу за выход к морю не только в Финском заливе, но и в других районах Балтийского моря, в связи с чем роль флота значительно возросла. Действуя бок о бок с наземными войсками, молодой русский флот в эти годы вписал ряд блестящих страниц в историю нашей страны.

Image
Гангутская победа


В кампанию 1714 года русское командование рассчитывало силами гребного флота в составе 99 судов с 15-тысячным десантом на борту занять Аландские острова и в случае успеха высадиться на территории Швеции. Петр 1 решил построить через Гангутский перешеек деревянный помост для переброски в район к западу ст Гангута нескольких судов, чтобы нанести внезапный удар противнику с тыла. Через деа дня, 25 июля, узнав от местных рыбаков о строительстве переволоки, командующий шведской эскадрой послал к месту строительства 10 своих кораблей под командованием адмирала Эреншильда, разделив тем самым свой олот. Этим незамедлительно восиользовался Петр 1. Утром следующего дня, пользуясь безветрием и внезапностью, он направил в грорыв мимо шведского отряда свой авангард и суда дозора. 27 июля к прорвавшимся ранее 35 скампавеям (легкие галеры) присоединились и остальные суда русского регулярного флота. В этот же день русский авангард напал на стоявшие у Гангута суда Эреншильда и после ожесточенного трехчасового боя взял их На абордаж. Победа русского флога была полной : все 10 шведских кораблей были пленены. Гангутская победа — первая крупная победа русского регулярного флота — обеспечила занятие русскими войсками всей Финляндии и перенесение боезых действий на территорию самой Швеции.

Image
Бой у острова Эзель


В мае 1719 года русскому командоваию стало известно о выходе в Балтийское море шведского отряда военных кораблей. Для его поиска из Ревеля (Таллина) 15 мая под командованием капитана 2 ранга Наума Сенявина вышли 6 линейных кораблей и 18-пушечная шнява, которые на девятый день крейсерства у острова Эзель встретились с тремя шведскими кораблями. Сблизившись с противником на короткую дистанцию, русский отряд открыл интенсивный артиллерийский огонь по неприятельскому флагману — 52-пушечному линейному кораблю "Вахмайстер", который в ходе боя получил серьезные повреждения. Шведсклй корабль пытался спастись бегством, но после трехчасовой погони был захвачен в плен двумя русскими кораблями. Два других шведских корабля — фрегат "Карлскрон-Вапен" и бригантина "Вернгардус" также, не выдержав разрушительного действия руссюго огня, спустили флаги. Потери русских в этом бою составили всего лишь 9 человек раненых. В сражении у острова Эзель Российский флот одержал первую морскую победу с помощью артиллерии, не прибегая к абордажу.

Image
Бой у острова Гренгам


В мае 1720 года в район Аландских островов проник отряд шведских кораблей в составе 1 линейного корабля, 4 фрегатов и 9 малых судов. Русскому гребному флоту (61 скампавея и более 20 лодок) под командованием князя Голицына было приказано атаковать неприятеля и выбить его из этого района. 27 июля русские суда у острова Ламеланд обнаружили шведских корабли, но ввиду свежей погоды от попытки атаковать противника на открытом плесе отказались и, увлекая за собой неприятеля, отошли в шхерный район у острова Гренгам. В шхерах шведские парусные корабли не могля свободно маневрировать и после решительной атаки со всех сторон русскими скампавеями четыре фрегата были взяты на абордаж и пленены, а остальные корабли поспешно удалились. Выиграв это сражение, явившееся последним крупным столкновением русского и шведского флотов в ходе Северной войны, русский флэт еще более упрочил свое господствующее положение в районе Або-Аландского архипелага. Это обстоятельство способствовало успешным десантным действиям русского гребного флота на побережье Швеции в 1721 году.
Гангутская победа и бой у острова Эзель, осада и взятие Выборга, а также победа у острова Гренгам покрыли неувядаемой славой боевые знамена русской армии и флота. Эти победы повлияли на положительный для русского государства исход всей войны в целом: Россия вернула себе отторгнутые иноземными захватчиками земли северо-восточного побережья финского залива и укрепилась на берегах Балтийского моря.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru