История кораблей История кораблей История кораблей

B историю мореплавания и географических открытий памятные страницы вписали русские северные мореходы, которые на своих кочах плавали холодных морях вдоль побережья Северного Ледового океана и по великим сибирским рекам. Они поддерживали связь между западно-сибирскими полками, укрепленными пунктами и ородами. Яйцеобразная форма корпуса коча уменьшала опасность быть раздавленным во льдах.
После взятия Иваном Грозным Казань и Астраань становятся центрами строительства судов, плавающих по Каспийскому морю.
Еще задолго до открытия Берингом пролива руские мореходы плавали из Ледовитого в Тихий океан.
B1648 году на шести кочах выили в море из устья Колымы С. Дежнев и Ф. Попов. Три коча разбились еще до пролива, разъединяющего Азию и Америку. Обогнув мыс, впоследствии названный его именем, Дежнев вышел в Тихий океан, где во время шторма кочи потеряли из вада друг друга, а коч Дежнева был выброшен на берег южнее устья реки Анадырь. К весне 1649 года с Дежневым осталось в живых только 12 человек. Поднявшись вверх го реке, Дежнев с казаками основал Анадырский острог. Занимался добыей моржовой кости и соболя. Несколько раз ездил в Москву, где за заслуги был произведен в атаманы. Умер в Москве в 1673 году.
С царствованием Петра 1 связан новый этап в развитии мореплавания, морских исследований н путешествий, а также морской торговля.
В 1711 году казачий атаман Данила Яковлевич Анцыферов и якутский казак Иван Петрювич Козыревский с экспедицией обследовали два северных острова Курильской гряды. В 1713 г. не менее подробно были изучены еще несколько северных островов и составлена карта всей северной гряды.
С 1718 по 1721 год продолжается исследование Камчатки и Курильских островов. Этим занимались выпускники Морской академии и Школы математических и навигационных наук - геодезисты Иван Михайлович Евреинов и Федор Михайлович Лужин. Они произвели инструментальную съемку обширных районов, впервые определили географические координаты и составили карты Камчатки и северной части Курильских островов до острова Симушир включительно.
В январе 1755 года Петр 1 написал инструкцию к предполагаемой экспедиции, которой надлежало выяснить, соединяется ли на севере Америка с Азией. Она называлась Первой Камчатской экспедицией. Петр 1 выбрал ее начальника—датчанина, прослужившего на русской службе более 20 лет, Витуса Иохансена Беринга. Его помощником был выпускник Морской академии, талантливый морской офицер и преподаватель Морской академии А. И. Чириков.
Экспедиция продолжалась пять лет. Большее время заняло передвижение по суше, дорога нз Петербурга до Охотска, где построили бот "Фортуна". На этом боте с грузом и припасами в начаче 1728 года экспедиция достигла восточного берега Камчатки. В этом же году на камчатском берегу построили новый бот "Св. Архангел Гавриил" и в июле вышли в море. 16 августа, достигнув 67° северной широты и 193° 7' восточной долготы, судно Беринга встретило густой туман , который не собирался рассеиваться. Он и помешал обнаружить берега Америки. Беринг лег на обратный курс. В этом плавании были открыты: острова Св. Лаврентия и Диомида. Впрочем, второй из этих островов был открыт вторично, так как впервые его открыл С. Дежнев.
Вторая Камчатская экспедиция продолжалась с 1733 по 1743 год. Прибыв в Охотск, экспедиция Беринга построила два пакетбота: "Св. Петр", которым командовал Беринг, и "Св. Павел" — под командованием Чирикова. Два судна перешли из Охотска на Камчатку, а затем в июне 1741 года вышли из Авачинской бухты, взяв курс на юго-восток.
20 июня в тумане они потеряли друг друга. Первым увидел Американский берег 16 июля Чириков. На берег были посланы последовательно две шлюпки за пресной водой, но ни одна из них не вернулась. Пакетбот "Св. Петр" Беринга пришел к берегам Америки в районе острова Кадъяк. На обратном пути к берегам Камчатки были открыты несколько неизвестных островов из группы Шумагииских Алеутской гряды. 4 ноября подошли к необитаемому острову, который вначале приняли за камчатский берег. Впоследствии этот остров был назван именем Беринга. Судно было штормом выброшено на берег.
Беринг с командой ргшил зимовать на острове в построенных землянкгх, прикрытых парусами. Зимовать пришлось в тяжелых условиях. Люди страдали от цииги. От этэй болезни умер и Витус Беринг. Из семидесяти одного человека 27 августа 1742 года на вновь построенном судне на Камчатку вернулся лишь тридцать один.
9 октября 1741 года в Авачинскую губу возвратился "Св. Павел". На долю Чирикова и его корабля выпало немало испытаний: недостаток питьевой воды н провизии, болезни.
Hа будущий год А. И. Чириков хотел сделать новую попытку достичь берегов Америки, но болезнь после перенесенных лишений заставила его возвратиться на Камчатку, а оттуда в Охотск. С частью команды он вернулся в Россию. В Охотске было оставлено 20 человек для охраны. Чириков получил назначение на службу в Адмиралтейств-коллегию.
B последние годы жизни А. И. Чириков составил подробную карту своих плаваний. Он умер в возрасте 45 лет в Москве. Подвиг Чирикова, как выдающегося русского мореплававателя навечно вписан в историю отечественного флота.
Cредина XVIII векг знаменательна расцветом творческой деятельности великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В 1763 году он создает замечательный труд "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию". В этом труде Ломоносов обобщил опыт поморов, издавна промышлявших в ледовитых морях, а в первой части был дан исторический обзор предпринятых в разное время попыток найти северо-западный морской путь в Индию. Ломоносов делает вывод о возможности достигнуть Ост-Индии Северным морским путем. В третьей главе высказаны предположения о том, что Сибирский океан в летнее время вдоль побережья на сравнительно большом расстоянии от береге освобождается ото льда, и приведены доказательства возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию.
Ломоносов упорно настаивал на посылке специальных научнах исследовательских экспедиций. В мае 1765 года три судна "Чичагов", "Панов" и "Бабаев", названные так по фамилиям их капитанов, под общим командовакием В. Я. Чичагова достигли северо-западных берегов неизвестного большзго острова, но, встретив непроходимые льды, повернули обратно. На следующий год повторилось почти то же самое — суда возвратились в Архангельск, пройдя тем же путем.
Несмотря на неудачу, значение этой экспедиции велико. Это была первая научная экспедиция, посланная в Арктику, хотя пройти на паруснике Северным морским путем — задача вряд ли выполнимая.
Экспедиция П. К. Креницына и М. Д. Левашова в Тихий океан (1764—1770) положила начало точному описанию и планомерному исследованию Алеутских островов, а последующие экспедиции И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева — освоению и заселению не только Дальнего Востока, но и острова Кадьяк в заливе Аляска и северо-западного побережья Америки. На острове Кадьяк купцом Г. И. Шелиховым основывается постоянное русское поселение, которое становится центром Русской Америки и Российско-Американсмой компании (1799). Права и привелегии, данные ей, разрешали присоединять новые земли, основывать поселения, строить верфи и мастерские. Жители колонии Ново-Архангельска на Аляске и Росс в Северной Калифорнии занимались рыбным и пушным промыслом, земледелием, торговлей с соседними племенами.
В развития компании ощущаласъ остро назревшая необходимость, так как сухопутная доставка через Сибирь грузов, в хоторые входили судовое оборудование для строящихся там судов, инструменты и других товары, стоила очень дорого и занимала много времени (иногда до полутора лет), причем требовалось огромное количество лошадей. Необходимо было организовать такие перевозки морским путем. Для морских перевозок судам нужно было совершить кругосветное плавание. В такое плавание были посланы два русских шлюпа — "Надежда" и "Нева" водоизмещением 450 и 370 т. Начальником экспедиции и командиром "Надежды" был Иван Федорович Крузенштерн, командиром "Невы" — Юрий Федорович Лисянский. В задачу экспедиции входило на одном из судов ("Надежда") прийти в Японию с посольством русского правительства для переговоров о дипломатических отношениях между Россией и Японией, а также доставить грузы в Петропавловск-на-Камчатке.
В пути у берегов Японии судно попало в тайфун. Рейс из Петропавловска в Нагасаки продолжался почти месяц. После завершения дипломатических переговоров, которые в этот раз не были успешными, хотя и длились около семи месяцев, Крузенштерн прошел Японским морем вдоль западных берегов Японии, а затем через пролив Лаперуза и Охотское море вернулся в Петропавловск-на-Камчатке. В этой экспедиции были описаны и положены на карту восточный и западный берег острова Сахалин. Но Татарский пролив Крузенштерну, так же как до него французу Лаперузу и англичанину Браутону, пройти не удалось, и он посчитал Сахалин полуостровом.
"Нева" под командованием Ю. Ф. Лисянского 1 июля 1804 года пришла на Кадьяк, доставив туда груз, необходимый Российско-Американской компании. В течение года экипаж оказывал посильную помощь поселениям русских, в том числе и техничесую — при строительстве судов, их вооружении и т. д. Во время зимовки, чтобы не скучали матросы, Лисянскнй создал театр, в котором играли матросы, а зрителями были жители Кодьяка.
B августе 1805 года "Нева", погрузив пушнину, пошла к берегам Китая, где состоялась радостная встреча "Невы" с "Надеждой", которая пришла в Кантон на неделю раньше. 9 февраля 1806 года два русских шлюпа снялись с якоря и взяли курс к родным берегам. От мыса Доброй Надежды суда в Европу шли попрознь, их разлучил густой туман. 22 июля, закончив первое кругосветное плавание, "Нева" отдала якоря на Кронштадтском рейде, а через тринадцать дней пришла "Надежда".
B овремя кругосветного плавания корабли не потеряли ни одного человека из своей команды. С 1809 по 1812 год были опубликованы в трех томах книги И. Т. Крузенштерна, названные автором "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева". Этот труд был переведен на многие европейские языки. Русская наука обогатилась повыми сведениями по географии океанографии, зоологии и этнографии. Успех первого кругосветного плавания послужил образцом для последующих русских кругосветных плаваний и дальнейшего изучения морских сообщений с русскими владениями в Северной Америке. Имена И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского стоят в одном ряду с бессмертными героями русского флота.
B последующие годы корабли под русским флагом совершили 45 кругосветных и полукругосветных плаваний. Это были годы первых научно организованных экспедиций, целью которых было не завоевание, а исследования и познание. Имена В.М.Головина, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузена, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и многих других русских командиров и капитанов вписаны золотыми буквами в историю русского флота, как мореплавателей и первооткрывателей.
Bажнейшим из них явилось кругосветное путешествие Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный", открывших шестую часть света - Антарктиду

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru