Тросы
На флоте слово "веревка" не употребляют, вместо него говорят "троc" или "конец". Совокупность тросов (снастей), служащих для крепления рангоута и управления им и парусами, а также проведения грузовых операций, называют такелажем. Различают стоячий такелаж (неподвижные снасти для поддержания и крепления рангоута) и бегучий такелаж (подвижные снасти для работы с парусами и т. д.). Тросы используют также для швартовных и буксирных операции.
Различают растительные тросы (из пеньки, манилы, сизаля и др.) и проволочные, или металлические (из стальной или оцинкованной. железной проволоки и др.).
Растительный трос изготовляют следующим образом: из волокон растений прядут каболки (нити), из которых вьют пряди, а из них сплетают трос. Существуют тросы тросовой работы, сплетенные из трех или четырех прядей, и кабельной работы, свитые из трех или четырех тонких концов тросовой работы, так называемых стрендей.
В зависимости от толщины (толщина растительного троса измеряется по окружности) различают следующие растительные тросы кабельной работы:
канаты - с окружностью свыше 13 дюймов (более 330 мм),
кабельтовы - от 6 до 13 дюймов (152-330 мм) и
перлини - от 4 до 6 дюймов (100-152 мм).
Они предназначены для швартовки и буксировки судов.
Тросы тросовой работы от 1 до 4 дюймов особых названий не имеют, их называют "трос, такой-то толщины" и применяют в качестве стоячего и бегучего такелажа.
Тросы толщиной 1 дм и менее называют линями, число каболок в них может доходить до 12. Лини бывают в основном тросовой работы, их применяют для подъема флагов, клетневания (шкимушгар), изготовления выбленок, бензелей (марлинь, юзинь) и т. д.
Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.
Тросы старинных судов имели такие же названия.
|