История кораблей История кораблей История кораблей

Поморская ладья

Image

С давних времен для плавания в северных морях люди использовали суда, несколько отличающиеся от тех, которые ходили в более южных широтах, поскольку особенности климатических условий накладывали свой отпечаток на мореходные качества этих судов. Ведь им часто приходилось ходить во льдах северных морей.

Дошедшие до наших дней сведения говорят о том, что еще в XIII в. на севере Руси поморы строили корабли, приспособленные для ледового плавания. Эти суда отличались особенной прочностью и долговечностью, имели очень прочный набор, массивный киль и обводы корпуса, позволявшие судну при сжатии льдами выскальзывать из них. Такими судами были раньшины (ладьи), кочмары и шитики (кочи), лодки-осиновки.

Рассмотрим подробнее один из видов северных судов – раньшину (поморскую ладью). Это парусно-гребное судно (больше парусное, чем гребное) использовалось в промысле и для перевозки грузов. Ладьи поморов имели несложное парусное вооружение, чтобы было легче управлять судном, но при этом площадь парусов могла достигать 460 кв. м., что позволяло при хорошем ветре проходить до 180 миль в сутки. Ладья обычно имела две-три мачты. Чаще всего на больших ладьях было три мачты: фок и грот-мачты несли по одному большому прямому парусу, а бизань – гафельный. Обычно при умеренном ветре на гроте устанавливался парус с бонетом – приставной нижней частью – для увеличения парусности судна. Также на судне имелся бушприт.

Корпус ладьи был разделен переборками на три отсека, в которые вели отдельные входы через люки в палубе. Так, в кормовом отсеке находилась каюта капитана (кормщика), в носовом размещалась команда (обычно 25-30 человек) и камбуз, а в среднем отсеке находился трюм глубиной до 4 м. По дошедшим до нас сведениям, ладьи поморов имели следующие размеры: длина от 18 до 25 м., ширина 6 – 8 м., высота борта 2,5 – 3,5 м., осадка 1,5 – 2,7 м.

На таких ладьях поморы совершали длительные плавания. Есть сведения, что новгородские мореходы вели промысел у острова Грумант (ныне Шпицберген), что находился на расстоянии около 2000 км. от устья Северной Двины.

Эти суда были настолько надежными, что их строительство велось вплоть до начала XIII века.

Для сообщения с берегом поморы применяли лодки-осиновки. Иногда количество их на ладье достигало пяти штук. Это были лодки длиной 5-7 м., шириной около метра, осадка равнялась примерно 0,3 м., а высота борта составляла 0,5-0,7 м. Обычно они оснащались двумя–четырьмя парами весел, а иногда и мачтой с парусом. Вот как описывает изготовление осиновок известный историк-исследователь русского Севера М.М. Богословский: осиновка – лодка до 16 футов длиной, ширина 3 фута, глубина – 1,75 фута. Весной толстомерную осину надкалывали вдоль и забивали клинья. Через каждые трое-четверо суток клинья вколачивали глубже и глубже. Толщину клиньев увеличивали, вставляя распорки. Ствол дерева, продолжая расти, раздавался в ширину и принимал необходимую форму для изготовления лодки. Такую лодку обычно "выращивали" от 2 до 5 лет. По прошествии этого времени осину срубали и заливали водой на неделю. Затем воду сливали и в заготовке будущей лодки разводили огонь. После этого распаренное дерево становилось гибким и податливым для последующей обработки. С помощью распорок дереву придавали нужную форму. Борта наращивали сосновыми досками. Шпангоутов применялось не более четырех. Нос и корма у лодки-осиновки были однообразны и остры. По обе стороны от середины приделывали два деревянных полоза. У такой осиновки было 2-4 парных весла. Вместо руля - весло-правило. Оснащались осиновки одним шпринтовым парусом.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru