К началу Крымской войны (1853 г.) парусные линейные
корабли составляли ядро Черноморского флота. По тактико-техническим
данным и боевым качествам они находились на уровне лучших кораблей
аналогичного класса английского флота (кстати, тогда сильнейшего в
мире), а по отдельным показателям и боевой подготовке экипажей даже
превосходили их. Однако далеко не всегда состав этой эскадры был так
силен. Достаточно вспомнить, что к началу 1834 г. из двенадцати
линейных кораблей лишь 120-пушечная «Варшава» только что вошла в строй,
а остальные или устарели, или совсем пришли в негодность. Только после
назначения главным командиром Черноморского флота и портов
вице-адмирала М. П. Лазарева, утвержденного в этой должности 31 декабря
1834 г., начался период возрождения и укрепления флота. По ходатайству
Лазарева в мае 1835 г. был утвержден количественный состав кораблей, в
число которых вошли три трехдечных 120-пушечных и двенадцать двухдечных
84-пушечных, прототипом для последних явился хорошо зарекомендовавший
себя в плаваниях 84-пушечный линейный корабль «Силистрия». В том же
1835 г. началась интенсивная постройка линейных кораблей в
Николаевском, а также в так называемом Спасском адмиралтействах. Каждый
такой корабль с полным вооружением обходился казне недешево: трехдечный
- свыше 2,5, двухдечный - более 1,8 млн. руб. Надо отдать должное
командованию Черноморского флота: оно внимательно следило за последними
достижениями в области кораблестроения за рубежом и стремилось
использовать у себя все полезное. Особое внимание обращалось на
мореходные и боевые качества кораблей, на увеличение прочности и
долговечности корпусов, улучшение обитаемости, удобство обслуживания
артиллерии и т. д. Из крупных новшеств, внедренных при постройке,
необходимо отметить замену традиционной транцевой кормы кормой круглой
формы, значительно более прочной, так как старн-тимберсы (так же как и
шпангоуты) шли от киля и прочно связывали корму со всем корпусом. Кроме
того, круглая корма увеличивала сектор обстрела кормовых (ретирадных)
орудий, что исключало «мертвые зоны». Введенные в те же годы
металлические ридерсы и раскосы, образовавшие бортовые раскосные фермы,
резко увеличивали продольную прочность корабля и, следовательно, срок
его службы. Использование металлических книц усилило крепление
поперечного набора, а замена сосновых досок дубовыми (в районах
размещения орудий) сделала более прочным настил артиллерийских палуб.
Детали судового набора, при соединении которых применялись прокладки из
просмоленного войлока, заготавливались заблаговременно по шаблонам с
плаза. Все деревянные детали конструкций корпуса прокрашивались
известью, головки болтов и ершей (под медной обшивкой) покрывались
слоем замазки (смесь мела и сала), деревянные коксы пропитывались
конопляным маслом. Для предотвращения обрастания подводная часть
просмаливалась и обивалась листовой медью на медных гвоздях.
Применявшиеся прежде якоря Перинга были заменены адмиралтейскими,
пеньковые канаты - якорь-цепями.
Десятки лет крюйт-камеры,
шкиперские и парусные кладовые располагались на батарейных палубах; в
30-е годы XIX в. их перенесли в трюм, что позволило расширить кубрики
команды, сделать их более светлыми благодаря установке иллюминаторов.
Служебные помещения начали оборудовать удобными шкафами и ящиками.
Постепенно совершенствовалось и многое другое. Так, дельные вещи,
рангоут, такелаж становились прочнее, надежнее и удобнее в
обслуживании, при этом многие детали унифицировались. Паруса
улучшенного покроя шились только из плотной и прочной парусины
производства Александровской мануфактуры нитками, пропитанными
специальными составами. Блоки новой конструкции позволили облегчить
работу с такелажем и парусами; в местах прохода такелажа через
деревянные корпусные конструкции вставлялись медные трубки.
Одновременно с совершенствованием конструкции кораблей принимались
энергичные меры по улучшению их артиллерийского вооружения. В 1839 г. в
Николаеве производились опыты с 68-фунтовой (214-мм) бомбической
пушкой. Они показали, что такое орудие, имевшее примерно одинаковую
массу с 36-фунтовой так называемой длинной пушкой и такую же дальность
полета снаряда (14 кабельтовых или около 2,5 км), производило более
значительные разрушительные действия. Результаты этих испытаний
позволили начать в 1841 г. вооружение кораблей Черноморского флота
более эффективными бомбическими пушками. Применительно к ним в 1842 -
1843 гг. были приняты на вооружение снаряды (бомбы) со взрывателем
ударного действия, изобретенным русским артиллеристом
генерал-лейтенантом Лехнером.
Таблица 1. Состав линейных кораблей Черноморского флота в 1853 г. (даты по старому стилю)
Название корабля |
Ранг
|
Даты постройки корабля
|
Строитель |
заложен |
спущен на воду |
«Три Святителя» |
120-пушечные |
29 декабря 1835 г. |
28 августа 1838 г. |
Полковник Воробьев |
«Двенадцать Апостолов» |
|
4 октября 1838 г. |
15 июля 1841 г |
Капитан Чернявский |
«Париж» |
|
18 июня 1847 г |
23 октября 1849 г |
Подполковник Чернявский |
«Великий князь Константин» |
|
7 мая 1850 г |
29 сентября 1852 г |
|
«Гавриил» |
84-пушечные |
28 августа 1838 г |
19 ноября 1839 г. |
Капитан Акимов |
«Селафаил» |
|
28 августа 1838 г |
10 июля 1840 г |
Капитан Апостоли |
«Уриил» |
|
28 августа 1838 г. |
31 октября 1840 г |
Капитан Акимов |
«Варна» |
|
4 октября 1838 г |
26 июля 1842 г |
Полковник Воробьев |
«Ягудиил» |
|
21 сентября 1839 г |
17 сентября 1843 г |
Подполковник Дмитриев |
«Храбрый» |
|
15 июня 1841 г |
25 июня 1847 г |
Подполковник Чернявский |
«Чесма» |
|
26 июля 1842 г |
23 октября 1849 г |
Подполковник Дмитриев |
«Святослав» |
|
16 мая 1843 г |
7 декабря 1845 г |
|
«Ростислав» |
|
16 мая 1843 г |
1 ноября 1844 г |
|
«Императрица Мария» |
|
23 апреля 1849 г |
9 мая 1853 г |
|
Таблица 2. Основные элементы и характеристики линейных кораблей
Название корабля |
Длина, м |
Ширина с обшивкой, м |
Среднее углубление в полном грузу, м |
Водоизмещение,т
|
Масса станового якоря, т |
Площадь основных парусов, м2 |
по гондеку
|
между перпендикулярами
|
«Три Святителя» |
64,16 |
63,40 |
17,78 |
7,70 |
4700 |
4,9 |
2770 |
«Двенадцать Апостолов» |
64,55 |
63,62 |
18,14 |
7,67 |
4790 |
5,3 |
2900 |
«Париж» |
|
|
|
|
|
|
|
«Великий князь Константин» |
|
|
|
|
|
|
|
«Гавриил» |
60,15 |
63,62 |
18,14 |
7,67 |
4790 |
5,3 |
2900 |
«Селафаил» |
|
|
|
|
|
|
|
«Уриил» |
|
|
|
|
|
|
|
«Варна» |
|
|
|
|
|
|
|
«Ягудиил» |
|
|
|
|
|
|
|
«Святослав» |
|
|
|
|
|
|
|
«Императрица Мария» |
60,96 |
17,27 |
7,32 |
4160 |
4,4 |
2900 |
|
«Храбрый» |
|
|
|
|
|
|
|
«Чесма» |
60,15 |
59,74 |
17,37 |
16,76 |
7,21 |
4030 |
|
«Ростислав» |
|
|
|
|
|
|
|
Примечания.
Для определения водоизмещения применены коэффициенты общей полноты
0,571-0,575, полученные на основании расчета элементов плавучести и
начальной остойчивости по ординатам, снятым с подлинных теоретических
чертежей некоторых кораблей. Осадка принималась от верхней кромки киля
(основной линии) до грузовой ватерлинии, что на высоту брускового киля
(2 фута или 0,61 м) меньше среднего углубления, указанного в таблице.
Масса якоря определялась согласно формуле и коэффициентам, приведенным
в книге «Замечания о выделке якорей и цепных канатов» (Николаев, 1849,
с. 1-2).
Общая площадь парусности определена приближенно, на
основании методики, приведенной в книге М. М. Окунева «Опыт сочинения
чертежей военным судам» (Спб., 1836), по эмпирическим коэффициентам,
площади мидель-шпангоута и водоизмещению; в дальнейшем общая парусность
уточнялась по расчетам остойчивости с таким условием, чтобы при
давлении ветра на паруса 1 фунт на квадратный фут крен корабля не
превосходил 4° (Недзялковский А. А. «Собрание таблиц и формул для
инженеров, архитекторов и механиков», Спб., 1867, с. 1226-1227).
Таблица 3. Артиллерийское вооружение
Название корабля |
Количество орудий |
Численность
экипажа |
|
|
|
«Три Святителя» |
- |
96 |
24 |
4 |
980 |
«Двенадцать Апостолов» |
28 |
72 |
24 |
- |
1000 |
«Париж» |
|
|
|
|
|
«Великий князь Константин» |
|
|
|
|
|
«Гавриил» |
- |
64 |
20
|
4
|
750 |
«Селафаил» |
|
|
|
|
|
«Уриил» |
|
|
|
|
|
«Варна» |
|
|
|
|
|
«Ягудиил» |
|
|
|
|
|
«Святослав» |
|
|
|
|
|
«Храбрый» |
8* |
56*
|
20
|
-
|
770 |
«Чесма» |
|
|
|
|
|
«Ростислав» |
|
|
|
|
|
«Императрица Мария» |
|
|
|
|
|
* На «Чесме» пушек этих калибров было соответственно 4 и 60.
Все четырнадцать линейных кораблей, которые насчитывал Черноморский
флот в своем составе к середине 1853 г. (табл. 1), были построены в
Николаеве. Данные, приводимые в различных источниках о размерениях и
артиллерийском вооружении этих кораблей, неполны, а зачастую и
противоречивы. Это обстоятельство и побудило автора статьи сделать
подробный анализ имеющихся материалов. Все указанные в табл. 1 корабли
разбиты по сходству размерений и артиллерийского вооружения на группы
(табл. 2 и 3).
120-пушечный корабль «Три святителя» (с литографии Прохорова, 1844 г.).
В основу сравнительного анализа и разбивки кораблей на группы легли
работы [1], [2], [3] и [4], а также сохранившиеся в архиве отчетные
чертежи кораблей «Императрица Мария», «Ростислав» и «Двенадцать
Апостолов». Все данные, приведенные в первых двух источниках, совпадают
между собой и являются вполне достоверными; важным является и тот факт,
что размерения даны вполне конкретно: например, «длина по гондеку»
(нижней палубе); «ширина без обшивки»; в отчетных чертежах указаны
длина между перпендикулярами и ширина как с обшивкой, так и без
обшивки. Работа [1] подтверждает мнение о том, что все корабли третьей
группы строились по одному чертежу (табл. 2). К сожалению, в ней не
содержится данных по кораблям четвертой группы, так как они были
спущены на воду после издания книги. Однако известно следующее: на
гондеке этих кораблей были установлены 68-фунтовые бомбические орудия.
Это потребовало для их размещения увеличения ширины корпуса. «Чесма» и
«Ростислав», например, при одинаковой длине с кораблями третьей группы
имели ширину соответственно 17,37 и 16,76 м. «Императрица Мария» и
«Храбрый» по сравнению с кораблями третьей группы имели большую и длину
и ширину; благодаря этому размеры рангоута и площадь парусности на них
были такими же, как и на корабле «Двенадцать Апостолов», что при
меньшем по сравнению с ним водоизмещении обеспечивало большую скорость.
Модель 120-пушечного корабля
«Двенадцать Апостолов», изготовленная в Николаеве в 1/12 натуральной
величины в конце XIX в. по подлинным чертежам корабля.Таким образом, к
середине 1853 г. Черноморский флот имел в своем составе мореходные и
быстроходные парусные корабли с первоклассной артиллерией и хорошо
подготовленным личным составом. По словам адмирала П. С. Нахимова
«...вообще 84-пушечные корабли имеют превосходные качества и трудно
отдать решительное преимущество кому-либо из них...» [5]. По боевым
качествам 120-пушечные «Двенадцать Апостолов», «Париж» и «Великий князь
Константин» не имели равных среди парусных кораблей мира и, кроме того,
отличались красотой форм и изяществом; командир первого из них капитан
1 ранга В. А. Корнилов писал М. П. Лазареву: «...Корабль мой на
последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов
дифференту, и он отлично слушал руля; в бейдевинд же крутой два раза
имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7°...» [6]. Если
скорость корабля в бейдевинд при брамсельном ветре (4 балла) превышала
8 уз, то, очевидно, в фордевинд или бакштаг он имел не менее 12 - 13
уз.
В результате отличной выучки личного состава паруса на
черноморских кораблях ставились и убирались значительно быстрее, чем
это делалось во флотах других государств. Два рифа на марселях брались
за 2,5 мин; все прямые паруса с обрасопкой рей на бейдевинд ставились
за 6 - 7 мин; при входе в бухту под парусами постановка на якорь
занимала всего 8 - 10 мин.
Иностранные специалисты высоко
оценивали качества кораблей Черноморского флота. Так, главный сарвайер
английского флота Уильям Саймондус, побывав в 1841 г. в Николаеве и
Севастополе, писал английскому консулу в Одессе: «...Там пахнет морской
нацией и ежели правительство поддержит, то морская часть в Черном море
в скором времени очень усилится...» А Лазарев отмечал, что Саймондус
«...Судами нашими очень любовался и всем, что на них есть, как-то
красивой постройкой, покроем парусов, рангоутом, гребными судами,
кузнечной работой и отделкой вообще...» [2]. Известен и такой факт:
английский капитан Дринкуотер, осматривавший в 1835 г. строившиеся в
Николаеве корабли, получил у адмирала Лазарева разрешение взять чертежи
«Трех Cвятителей».
Несмотря на прекрасные боевые и мореходные
качества парусных линейных кораблей, Черноморский флот все же оказался
неподготовленным к Крымской войне 1853—1856 гг. Это объясняется тем,
что флоты ведущих морских держав (в том числе Англии и Франции) имели в
строю уже большое количество линейных кораблей с парусным вооружением и
паровыми машинами и винтовыми движителями, облегчавшими маневрирование
во время боя. В несвоевременном создании военного винтового флота
проявились инерция царского правительства и общая техническая
отсталость России, что и повлекло за собой поражение в Крымской войне.
В бою с турецкими парусными кораблями в Синопской бухте (ноябрь 1853
г.) парусный Черноморский флот в последний раз продемонстрировал
отличные боевые качества. Сражаться же с многочисленными винтовыми лин
|