История кораблей История кораблей История кораблей

Описание черноморского флота

К началу Крымской войны (1853 г.) парусные линейные корабли составляли ядро Черноморского флота. По тактико-техническим данным и боевым качествам они находились на уровне лучших кораблей аналогичного класса английского флота (кстати, тогда сильнейшего в мире), а по отдельным показателям и боевой подготовке экипажей даже превосходили их. Однако далеко не всегда состав этой эскадры был так силен. Достаточно вспомнить, что к началу 1834 г. из двенадцати линейных кораблей лишь 120-пушечная «Варшава» только что вошла в строй, а остальные или устарели, или совсем пришли в негодность. Только после назначения главным командиром Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева, утвержденного в этой должности 31 декабря 1834 г., начался период возрождения и укрепления флота. По ходатайству Лазарева в мае 1835 г. был утвержден количественный состав кораблей, в число которых вошли три трехдечных 120-пушечных и двенадцать двухдечных 84-пушечных, прототипом для последних явился хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный линейный корабль «Силистрия». В том же 1835 г. началась интенсивная постройка линейных кораблей в Николаевском, а также в так называемом Спасском адмиралтействах. Каждый такой корабль с полным вооружением обходился казне недешево: трехдечный - свыше 2,5, двухдечный - более 1,8 млн. руб. Надо отдать должное командованию Черноморского флота: оно внимательно следило за последними достижениями в области кораблестроения за рубежом и стремилось использовать у себя все полезное. Особое внимание обращалось на мореходные и боевые качества кораблей, на увеличение прочности и долговечности корпусов, улучшение обитаемости, удобство обслуживания артиллерии и т. д. Из крупных новшеств, внедренных при постройке, необходимо отметить замену традиционной транцевой кормы кормой круглой формы, значительно более прочной, так как старн-тимберсы (так же как и шпангоуты) шли от киля и прочно связывали корму со всем корпусом. Кроме того, круглая корма увеличивала сектор обстрела кормовых (ретирадных) орудий, что исключало «мертвые зоны». Введенные в те же годы металлические ридерсы и раскосы, образовавшие бортовые раскосные фермы, резко увеличивали продольную прочность корабля и, следовательно, срок его службы. Использование металлических книц усилило крепление поперечного набора, а замена сосновых досок дубовыми (в районах размещения орудий) сделала более прочным настил артиллерийских палуб. Детали судового набора, при соединении которых применялись прокладки из просмоленного войлока, заготавливались заблаговременно по шаблонам с плаза. Все деревянные детали конструкций корпуса прокрашивались известью, головки болтов и ершей (под медной обшивкой) покрывались слоем замазки (смесь мела и сала), деревянные коксы пропитывались конопляным маслом. Для предотвращения обрастания подводная часть просмаливалась и обивалась листовой медью на медных гвоздях. Применявшиеся прежде якоря Перинга были заменены адмиралтейскими, пеньковые канаты - якорь-цепями.
Десятки лет крюйт-камеры, шкиперские и парусные кладовые располагались на батарейных палубах; в 30-е годы XIX в. их перенесли в трюм, что позволило расширить кубрики команды, сделать их более светлыми благодаря установке иллюминаторов. Служебные помещения начали оборудовать удобными шкафами и ящиками. Постепенно совершенствовалось и многое другое. Так, дельные вещи, рангоут, такелаж становились прочнее, надежнее и удобнее в обслуживании, при этом многие детали унифицировались. Паруса улучшенного покроя шились только из плотной и прочной парусины производства Александровской мануфактуры нитками, пропитанными специальными составами. Блоки новой конструкции позволили облегчить работу с такелажем и парусами; в местах прохода такелажа через деревянные корпусные конструкции вставлялись медные трубки.
Одновременно с совершенствованием конструкции кораблей принимались энергичные меры по улучшению их артиллерийского вооружения. В 1839 г. в Николаеве производились опыты с 68-фунтовой (214-мм) бомбической пушкой. Они показали, что такое орудие, имевшее примерно одинаковую массу с 36-фунтовой так называемой длинной пушкой и такую же дальность полета снаряда (14 кабельтовых или около 2,5 км), производило более значительные разрушительные действия. Результаты этих испытаний позволили начать в 1841 г. вооружение кораблей Черноморского флота более эффективными бомбическими пушками. Применительно к ним в 1842 - 1843 гг. были приняты на вооружение снаряды (бомбы) со взрывателем ударного действия, изобретенным русским артиллеристом генерал-лейтенантом Лехнером.

Таблица 1. Состав линейных кораблей Черноморского флота в 1853 г. (даты по старому стилю)

Название корабля 

Ранг

Даты постройки корабля

 

Строитель 

заложен

спущен на воду

«Три Святителя»

 120-пушечные

 29 декабря 1835 г.

 28 августа 1838 г.

 Полковник Воробьев

«Двенадцать Апостолов»

 

 4 октября 1838 г.

 15 июля 1841 г

 Капитан Чернявский

«Париж»

 

 18 июня 1847 г

 23 октября 1849 г

 Подполковник Чернявский

«Великий князь Константин»

 

 7 мая 1850 г

 29 сентября 1852 г

 

«Гавриил»

 84-пушечные

  28 августа 1838 г

 19 ноября 1839 г.

 Капитан Акимов

«Селафаил»

 

 28 августа 1838 г

 10 июля 1840 г

 Капитан Апостоли

«Уриил»

 

 28 августа 1838 г.

 31 октября 1840 г

 Капитан Акимов

«Варна»

 

 4 октября 1838 г

 26 июля 1842 г

 Полковник Воробьев

«Ягудиил»

 

 21 сентября 1839 г

 17 сентября 1843 г

 Подполковник Дмитриев

«Храбрый»

 

 15 июня 1841 г

 25 июня 1847 г

 Подполковник Чернявский

«Чесма»

 

 26 июля 1842 г

 23 октября 1849 г

 Подполковник Дмитриев

«Святослав»    16 мая 1843 г  7 декабря 1845 г  
«Ростислав»    16 мая 1843 г  1 ноября 1844 г  
«Императрица Мария»    23 апреля 1849 г  9 мая 1853 г  


Таблица 2. Основные элементы и характеристики линейных кораблей
Название корабля Длина, м Ширина с обшивкой, м Среднее углубление в полном грузу, м Водоизмещение,т 
Масса станового якоря, т Площадь основных парусов, м2
по гондеку
между перпендикулярами
 «Три Святителя»  64,16  63,40  17,78  7,70  4700  4,9  2770
 «Двенадцать Апостолов»  64,55  63,62  18,14   7,67  4790  5,3  2900
 «Париж»              
 «Великий князь Константин»              
 «Гавриил»  60,15  63,62  18,14  7,67  4790  5,3  2900
 «Селафаил»              
 «Уриил»              
 «Варна»              
 «Ягудиил»              
 «Святослав»              
 «Императрица Мария»   60,96  17,27  7,32  4160  4,4  2900  
 «Храбрый»              
 «Чесма»  60,15  59,74  17,37   16,76  7,21  4030  
 «Ростислав»              

Примечания.
Для определения водоизмещения применены коэффициенты общей полноты 0,571-0,575, полученные на основании расчета элементов плавучести и начальной остойчивости по ординатам, снятым с подлинных теоретических чертежей некоторых кораблей. Осадка принималась от верхней кромки киля (основной линии) до грузовой ватерлинии, что на высоту брускового киля (2 фута или 0,61 м) меньше среднего углубления, указанного в таблице.
Масса якоря определялась согласно формуле и коэффициентам, приведенным в книге «Замечания о выделке якорей и цепных канатов» (Николаев, 1849, с. 1-2).
Общая площадь парусности определена приближенно, на основании методики, приведенной в книге М. М. Окунева «Опыт сочинения чертежей военным судам» (Спб., 1836), по эмпирическим коэффициентам, площади мидель-шпангоута и водоизмещению; в дальнейшем общая парусность уточнялась по расчетам остойчивости с таким условием, чтобы при давлении ветра на паруса 1 фунт на квадратный фут крен корабля не превосходил 4° (Недзялковский А. А. «Собрание таблиц и формул для инженеров, архитекторов и механиков», Спб., 1867, с. 1226-1227).

Таблица 3. Артиллерийское вооружение

  Название корабля  Количество орудий  Численность
экипажа
     
 «Три Святителя»  -  96  24  4 980
 «Двенадцать Апостолов»  28  72  24  - 1000
 «Париж»          
 «Великий князь Константин»          
 «Гавриил»  -  64 20
4
750
 «Селафаил»          
 «Уриил»          
 «Варна»          
 «Ягудиил»          
 «Святослав»          
 «Храбрый»  8* 56*
20
-
770
 «Чесма»          
 «Ростислав»          
 «Императрица Мария»          
 
* На «Чесме» пушек этих калибров было соответственно 4 и 60.

Все четырнадцать линейных кораблей, которые насчитывал Черноморский флот в своем составе к середине 1853 г. (табл. 1), были построены в Николаеве. Данные, приводимые в различных источниках о размерениях и артиллерийском вооружении этих кораблей, неполны, а зачастую и противоречивы. Это обстоятельство и побудило автора статьи сделать подробный анализ имеющихся материалов. Все указанные в табл. 1 корабли разбиты по сходству размерений и артиллерийского вооружения на группы (табл. 2 и 3).

 
Image120-пушечный корабль «Три святителя» (с литографии Прохорова, 1844 г.).
В основу сравнительного анализа и разбивки кораблей на группы легли работы [1], [2], [3] и [4], а также сохранившиеся в архиве отчетные чертежи кораблей «Императрица Мария», «Ростислав» и «Двенадцать Апостолов». Все данные, приведенные в первых двух источниках, совпадают между собой и являются вполне достоверными; важным является и тот факт, что размерения даны вполне конкретно: например, «длина по гондеку» (нижней палубе); «ширина без обшивки»; в отчетных чертежах указаны длина между перпендикулярами и ширина как с обшивкой, так и без обшивки. Работа [1] подтверждает мнение о том, что все корабли третьей группы строились по одному чертежу (табл. 2). К сожалению, в ней не содержится данных по кораблям четвертой группы, так как они были спущены на воду после издания книги. Однако известно следующее: на гондеке этих кораблей были установлены 68-фунтовые бомбические орудия. Это потребовало для их размещения увеличения ширины корпуса. «Чесма» и «Ростислав», например, при одинаковой длине с кораблями третьей группы имели ширину соответственно 17,37 и 16,76 м. «Императрица Мария» и «Храбрый» по сравнению с кораблями третьей группы имели большую и длину и ширину; благодаря этому размеры рангоута и площадь парусности на них были такими же, как и на корабле «Двенадцать Апостолов», что при меньшем по сравнению с ним водоизмещении обеспечивало большую скорость.

ImageМодель 120-пушечного корабля «Двенадцать Апостолов», изготовленная в Николаеве в 1/12 натуральной величины в конце XIX в. по подлинным чертежам корабля.Таким образом, к середине 1853 г. Черноморский флот имел в своем составе мореходные и быстроходные парусные корабли с первоклассной артиллерией и хорошо подготовленным личным составом. По словам адмирала П. С. Нахимова «...вообще 84-пушечные корабли имеют превосходные качества и трудно отдать решительное преимущество кому-либо из них...» [5]. По боевым качествам 120-пушечные «Двенадцать Апостолов», «Париж» и «Великий князь Константин» не имели равных среди парусных кораблей мира и, кроме того, отличались красотой форм и изяществом; командир первого из них капитан 1 ранга В. А. Корнилов писал М. П. Лазареву: «...Корабль мой на последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов дифференту, и он отлично слушал руля; в бейдевинд же крутой два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7°...» [6]. Если скорость корабля в бейдевинд при брамсельном ветре (4 балла) превышала 8 уз, то, очевидно, в фордевинд или бакштаг он имел не менее 12 - 13 уз.
В результате отличной выучки личного состава паруса на черноморских кораблях ставились и убирались значительно быстрее, чем это делалось во флотах других государств. Два рифа на марселях брались за 2,5 мин; все прямые паруса с обрасопкой рей на бейдевинд ставились за 6 - 7 мин; при входе в бухту под парусами постановка на якорь занимала всего 8 - 10 мин.
Иностранные специалисты высоко оценивали качества кораблей Черноморского флота. Так, главный сарвайер английского флота Уильям Саймондус, побывав в 1841 г. в Николаеве и Севастополе, писал английскому консулу в Одессе: «...Там пахнет морской нацией и ежели правительство поддержит, то морская часть в Черном море в скором времени очень усилится...» А Лазарев отмечал, что Саймондус «...Судами нашими очень любовался и всем, что на них есть, как-то красивой постройкой, покроем парусов, рангоутом, гребными судами, кузнечной работой и отделкой вообще...» [2]. Известен и такой факт: английский капитан Дринкуотер, осматривавший в 1835 г. строившиеся в Николаеве корабли, получил у адмирала Лазарева разрешение взять чертежи «Трех Cвятителей».
Несмотря на прекрасные боевые и мореходные качества парусных линейных кораблей, Черноморский флот все же оказался неподготовленным к Крымской войне 1853—1856 гг. Это объясняется тем, что флоты ведущих морских держав (в том числе Англии и Франции) имели в строю уже большое количество линейных кораблей с парусным вооружением и паровыми машинами и винтовыми движителями, облегчавшими маневрирование во время боя. В несвоевременном создании военного винтового флота проявились инерция царского правительства и общая техническая отсталость России, что и повлекло за собой поражение в Крымской войне.
В бою с турецкими парусными кораблями в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.) парусный Черноморский флот в последний раз продемонстрировал отличные боевые качества. Сражаться же с многочисленными винтовыми лин

 

 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru