История кораблей История кораблей История кораблей

Зарядка орудий

Зарядка орудий


Уже говорилось, что зарядную камору с заранее приготовленным зарядом вводили в ствол бомбард сзади. У первых пушек заряд помещали в оболочку из шелковой или фланелевой ткани и заталкивали ее в дуло. Затем в ствол забивали пыж из пеньки, ядро и второй пыж. Иногда в ствол закатывали сразу два ядра, одно на другое, или каленое ядро; в последнем случае между пыжами и ядром дополнительно ставили мокрые пыжи.

Image

Рис.4. Пушечное снабжение и снаряды: а - картуз; в - кокор (картузный кокор); с - прибойник; d - прибойник и банник из троса; е - клоц; f - банник; g - пыжовник; h - шуфла; i - протравник; l - рог для пороха; m - фитильный пальник; n - бочонок для фитилей; o - деревянные правила; р - железные правила; q - деревянное ведро; r - боевой фонарь; s - полуядра на штанге (книпели); t - цепные ядра; u - картечный цилиндр; v - картузный фонарь; z - двойной картуз (больший - с порохом, меньший - с зарядом картечи).
Oколо середины XVI в. в употребление входят картузы - полотняные мешки с зарядом пороха. Иногда картузы изготовляли из крепкого картона. Хранили их в цилиндрических сосудах - кокорах, крышки которых крепили на кончиках (рис.4). Кокоры красили в красный цвет и ставили в ящиках на стеллажах рядом с орудием. B канал ствола забивали сперва картуз, затем пыж из сена или лыка, деревянную пробку. Еще один пыж и, наконец ядро. Чтобы порох, пыжи и деревянную пробку можно было забить поплотнее, применяли прибойник - древко с цилиндрическим утолщением на конце (рис.4, с).
B качестве рукоятки прибойника использовали кусок жесткого троса, который можно было изгибать, благодаря этому канониры могли заряжать орудие при встрече с неприятелем, находясь в укрытии (рис.4, d) .
Для чистки стволов орудий служили: клоц - цилиндрическая щетка из щетины, насаженная на длинный шток и служившая для чистки канала ствола (рис.4, е), и банник - шток с деревянным цилиндром, обшитый мехом, обычно бараньим (рис.4, f) . Часто банник крепили на противоположном конце прибойника.
Для удаления пеньки или остатков пыжей использовали своего рода штопор - пыжовник (рис.4, d), а для разрядки орудия, т.е. для вытаскивания ядра и картуза, применяли шуфлу - большую цилиндрическую ложку (рис.4, h).
Протравником - иглой, снабженной делениями и ручкой через запальное отверстие протыкали картуз и таким образом освобождали путь для воспламеняющего пороха (рис.4, i). Это был особый мелкий порох, который насыпали в запальное отверстие из порохового рога (рис.4, l). Поджигали порох фитилем (шнуром из пеньки, вареной в воде с серой и селитрой), укрепленным на фитильном пальнике - деревянном штоке с обмотанным вокруг него фитилем. Пальник, на конце которого имелось железное острие, обычно втыкали в палубу рядом с канонирами (рис.4, m).
Фитили хранили в бочонке (рис.4, n) из латуни или меди обычно с двумя отверстиями по бокам (в них и просовывали фитили). Верхнее отверстие служило для выхода газов, за нижнее часто подвешивали поднос.
Горизонтальную наводку орудия производили при помощи деревянных правил, служивших рычагами для передвижения задней части лафета (рис.4, о). Для наводки по вертикали применяли небольшие железные правила, которыми поднимали казенную часть орудия (рис.4, р). Добившись нужного положения ствола, правила заменяли деревянным клином.
На каждое орудие полагалось два ведра: в одном хранили пыжи и деревянные пробки, в другом, так называемом боевом, находилась вода для тушения огня, который мог воспламенить порох, или для охлаждения канала ствола (его протирали банником, смоченным в воде) (рис.4, q.). Во время ночного боя по бортам между орудиями вешали фонари, которые тоже называли боевыми (рис.4, r).

Image

Рис.5.Судовая мортира XVII в.: а - мортира; b - бомба с запалом из деревянной трубки.

Снаряды. Чаще всего в судовой артиллерии применяли железные ядра, диаметр которых был несколько меньше диаметра канала ствола. Для разрушения вант и мачт использовали разрезные ядра, или книпели (итал. angeli - ангелы), состоявшие из двух полуядер, соединенных железной штангой (рис.4, s). До 1830 года существовали цепные ядра - два ядра, соединенные куском цепи (рис.4, t). Кроме того, в качестве снарядов использовали цилиндрические оболочки, напоненные пулями или железными кусками (картечью) и устанавливаемые перед ядром; "виноградную" картечь, состоящую из маленьких пуль, обернутых в ткань и соединенных между собой растительным концом (рис.4, u-z), и каленые ядра. Последние раскаливали в специальных небольших печах на судах, поэтому они представляли большую опасность для самого судна, и применяли их редко.
Hа каждое орудие полагалось 60 ядер, 10 книпелей и 10 картечных зарядов. ядра хранили в небольших ограждениях из досок или толстого троса или на небольших консолях, расположенных сбоку от орудия.
B конце XVIII в., правда, без большого успеха, применяют полые ядра - взрывающиеся гранаты. Это были пустотелые шары, наполненные картечью и порохом; особый взрыватель, зажигавшийся при выстреле, вызывал взрыв пороха в гранате при ее падении.
B 1784 г. англичанином Е. Шрапнелем были изобретены разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями. Эти снаряды, которые стали называть по имени изобретателя шрапнелью, в определенной степени происходят от бомб, которые метали мортиры. Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой большие пустотелые ядра, наполненные порохом, с воспламенителем - деревянной трубкой с фитилем. Фитиль поджигали, и бомбу за ушки, укрепленные на оболочке, опускали в мортиру. Позднее их стали опускать в дуло мортиры, не поджигая фитиля: он воспламенялся при взрыве заряда в орудии (рис.5) .

 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru