История кораблей История кораблей История кораблей

Как питались на парусниках

Слышали все наверняка: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Это со стороны женщин, разумеется. А оправдывается ли это, если возьмем отношения между чиновниками высоких рангов (принимающих решение о строительстве тех или иных кораблей и судов, снаряжении их в дальние плавания и т.д.) и моряками? Как снабжались, как питались моряки в романтическое время парусных флотов? Давайте посмотрим.
Прежде всего надо сказать, что корабли - каравеллы ли, клиперы, бриги или баркентины, пинки ли или шнявы... - были все же несоизмеримы с современными судами водоизмещением десятки тысяч тонн. Пространства было мало. Даже кубриков, нами любимых, не было для размещения команды.
(Здесь сразу надо отметить, что подобное отношение к быту команды характерно не только для эпохи парусных кораблей. С появлением больших "железных" кораблей и судов оно нисколько не изменилось, так как возрастало и количество корабельных механизмов и приборов, которые необходимо было разместить на небольшой в общем-то площади. Могу привести сколько угодно примеров, как на нашем флоте, поругивая тот или иной проект корабля за недостаток бытовых удобств, моряки говорят, что в числе конструкторов данного проекта была женщина. И все беды, естественно, от нее, родимой. Хотя причина была в другом, конечно).
Да, каюты были, но не на всех судах, каюты для капитана (командира) и офицеров корабля, естественно. Даже на судах Христофора Колумба в каютах размещались только офицеры. Вы были когда-нибудь на "Эспаньоле" в Ялте? Если были, вы, конечно, были поражены (я, во всяком случае, был поражен) малыми размерами ее судовых помещений. Куда уж тут кубрики устраивать! Люди спали вповалку на палубе, на ящиках, на бочках...
И только с открытием Америки, взяв оттуда такие блага, как кофе, табак, картошка и прочее, на судах появились гамаки - подвесные койки.
До сих пор на кораблях звучит команда: команде вставать, койки убрать. Хотя койки, конечно, на день не убираются, а спокойненько стоят себе в кубриках. А раньше убирались, подвесные ж были. Позже стали применять пробковые матрасы и подушки, служившие, одновременно, и спасательным средством на случай катастрофы корабля.
На больших кораблях "кубрики" размещались на батарейной палубе между бортом корабля и орудиями. Обычно отгораживались эти протокубрики парусиновыми занавесками, и в них устраивалась комнатушка небольших размеров со своим столиком (тоже подвесным) и скамеечками. Вполне естественно для человеческого организма - уединение хоть на короткий период. Это известно сейчас, как синдром обезьянки Тура Хейердала. Помните? При длительном путешествии на плоту обезьянка, входившая в состав экипажа плота, заболела, стала злой, раздражительной, кусалась, плакала по-своему. Пока кто-то не догадался отгородить ей на суденышке местечко, куда она могла уединяться время от времени. И что же? Болезнь как рукой сняло! А вы говорите... Ну ладно. Поехали дальше.
Но отсуствие кубриков и места для размещения команды - это еще полбеды! Беда-то в чем? А куда девать провизию для любимого личного состава? Холодильников тогда еще не было. Вот и запасались солониной да сухарями. Питание ведь большую роль в жизни человека играет.
Питание - основа здоровья. Как говорит народ: как потопаешь, так и полопаешь. А если не полопаешь, то какой из тебя толк? В шторм тебя на мачту загонишь? А если и загонишь ослабленного от голода? Начальникам нужен был здоровый люд.

М.В.Чекуров в своей книге "Так гласил морской закон" отмечает: на судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

- шестьсот граммов сухарей,
- четыреста граммов солонины (говядины),
- двести граммов свинины вместо говьяжей солонины,
- один литр воды,
- сорок граммов уксуса,
- двадцать граммов масла оливкового,
- лук, чеснок, овощи.

В этой же книге приводится следующий недельный рацион питания матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти":
- 3 килограмма 200 граммов галет,
- солонина,
- 160 граммов вяленой рыбы,
- 900 граммов гороха,
- 220 граммов сыра,
- спиртные напитки.

Да, и ром выдавали. Вид-то у корабельной пищи, мягко говоря, был не очень съедобным из-за неважных условий хранения. Да и с меньшими братьями нашими - крысками да "стасиками" - корабельными тараканами - делиться приходилось. Моряк ведь ребенка не обидит. Потом в целях экономии ром заменили грогом - подобием коктейля нынешнего ( треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Грог - изобретение английского адмирала Джорджа Вернона, ходившего обычно в плаще из ткани "грограм" и получившего прозвище по этому плащу. Грограм, как и размер выдаваемой "чарки", сократился до привычного нашему уху грога.
Пищу готовили на камбузах - корабельных кухнях, но частенько питались всухомятку, особенно, в шторм. Со временем сухари дополнились галетами - сухарями особой выпечки, без соли. Солонина плюс бессолевые галеты - вот и равновесие.

На русском флоте моряки снабжались продовольствием с учетом чина и должности, причем продукты выдавались на неделю и каждый мог со своей "пайкой" делать что угодно: хочешь, сразу съедай, хочешь, на камбуз иди, приготовь себе, любимому, что-нибудь вкусненькое.
Лишь в екатерининские времена эту самодеятельность отменили и ввели единое время приема пищи:

- завтрак - 07.00 - 07.30,
- обед - 12.00 - 12.30,
- ужин - 19.00 - 19.30.

На каждого матроса в конце екатерининского правления полагалось в месяц:

- 5, 5 кг мяса говьяжего в виде солонины или свежего,
- 18 кг сухарей,
- 4 кг гороха,
- 2,5 кг гречки,
- 4 кг овса,
- 2,5 кг масла,
- более 0,5 кг соли,
- полкружки уксуса,
- 28 чарок водки.

Вот наешься овса и хоть ржи как лошадь!
Картошки не было, поскольку хранить ее в корабельных условиях тогда еще не могли.

Матросы питались артелями, в состав которой входило несколько бачков, на бачок же приходилось 7 - 10 едоков. Матрос, накрывавший на стол в порядке очереди, звался бачковым.
Надо сказать, что в целях экономии продуктов отходы не выбрасывались, из них готовился так называемый потаж (с поташем не путать) - смесь всего, что осталось в виде пищевых отходов.
На русском флоте, однако, потаж не делали.

Курение, а табак полагался к выдаче с пайком, разрешалось только на баке (на больших кораблях разрешалось и на юте) возле обреза (тазика) с водой для окурков в целях безопасности. Вот таки были дела.

Баловались морячки и разными другими напитками, которые, надо сказать, после вахты под дождем, снегом, промокшим до нитки, помогали справиться с простудой, являясь, так сказать, профилактическим средством.
Рецепты некоторых напитков ну не мог я не привести на этой страничке.
Слушайте внимательно.

Глинтвейн.

Горячий напиток. Состав: красного вина полбутылки, коньяку или рому полбутылки, воды полбутылки, сахара кусками 1/2 фунта, корицы 1/2 палочки, гвоздики 10 штук, мускатного ореха 1 штука.
Приготовление. Орех нужно расколотить на несколько частей, но не толочь мелко, в противном случае будет в стаканах осадок, также корицу и гвоздику. В кастрюлю влить воду и красное вино и положить вышеназначенные пряности и сахар, вскипятить, накрыть крышкою, чтобы пряности не испарялись, затем процедить через сито, влить ром или коньяк, размешать и подавать в стаканах горячим.

Пунш американский горячий.

Состав: сахару 3, 5 фунта, ананасу 1/4 штуки, цедры лимонной 1 шт, цедры апельсинной 1 шт, цедры померанц. 1 шт, чаю желтого 1 чайную ложку, чаю зеленого 1 чайную ложку, рому ямайского 1,5 бутылки, вина шато-икем 0,5 бутылки, мускат-люнель 05, бутылки, мараскину 1/4 бутылки, кирш-вассер 1/4 бутылки, кармину по цвету и кипятку.
Приготовление. Сахар всыпать в кастрюлю, влить воды 1,5 стакана, размешать и поставить кипятить. Когда сахар будет вскипячен, то опустить в него очишенный и нарезанный четырехугольными кусочками ананас и дать постоять часа два, то есть пока сахар не остынет. Затем снять цедру с фруктов и также положить в горячий сахар. И когда сахар совсем остынет, процедить через салфетку. Заварить чай двух сортов в одном чайнике, самый крепкий, и соединить вместе с сиропом, а затем начать вливать все вино и размешать. Затем подкрасить кармином, чтобы получился приятный цвет. До употребления хранить этот пунш в закупоренных бутылках.
Когда требуется подавать пунш к столу, то нужно его разводить кипятком на вкус. Для более крепкого напитка берется бутылка пунша и бутылка кипятку, для более слабого - кипятка добавляют. Подается в стеклянных кружечках или маленьких бокальчиках, положив прежде в каждый бокальчик по 1 или 2 кусочка ананаса. По желанию подается с огнем. При этом нужно сделать из карамели маленькие чашечки или раковинки, налить в них спирту и пустить в бокальчики, чтобы карамель плавала, зажечь спирт и подавать.
Приятного аппетита!
 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru