История кораблей История кораблей История кораблей

Последний винджаммер


Контракт на постройку "Падуи" верфь Текленборга в Геестмюнде получила в 1925 году. 24 июня следующего года четырехмачтовый барк сошел на воду и два месяца спустя уже был готов к выходу в море. Его "крестной матерью" стала дочь главы фирмы Кристина Лайеш.
Конструктивно "Падуя" была аналогична своим предшественникам - "Пангани", "Памиру", "Пассату", "Приваллу" и другим. Основными ее отличиями стало устройство кубриков для приема 40 кадетов и отсутствие среднего диптанка: вместо него парусник принимал 437 т водяного балласта в двойное дно и еще 16 т в ахтерпик.
КОРПУС барка стальной, клепаный, построен по классу и правилам Германского Ллойда. Система набора - поперечная, шпация составляет 635 мм (в носовой части - 610 мм). Толщина обшивки - до 13 мм; сорт металла (согласно проведенным в СССР анализам) соответствует стали 3. Водонепроницаемых переборок 7; они расположены на 8, 22, 42, 74, 86, 122 и 135-м шпангоутах* (нумерация шпангоутов на немецких судах ведется с кормы в нос).
По архитектуре судно трехостровное, двухпалубное. В средней надстройке располагались помещения постоянного экипажа, каюткомпания и камбуз, в кормовой - кубрики для кадетов, в носовой - кладовые и технические помещения. На средней надстройке позади штурвала имелась деревянная штурманская рубка, которую немецкие моряки двусмысленно называли "kartenhaus" - "карточный домик".
РАНГОУТ. Мачты стальные, склепаны внахлест двухрядными швами, по стыкам - трехрядными. Фок- и обе грот-мачты выполнены в одно целое со стеньгами. На каждой мачте (кроме бизани) установлено по одному несъемному) марсу и салингу. Углы наклона мачт в корму составляют 3° для фок-мачты, 4° для 1-й грот-мачты, 5° для 2-й грот-мачты и 5,5° для бизань-мачты. Максимальный диаметр мачт 760- 840 мм, их высота над ватерлинией - до 56 м.
Все реи, гики и флагштоки - стальные, за исключением деревянного флагштока на бизань-мачте. Нижние три ряда реев клепаные.верхние - из цельнотянутых труб. Длина нижних реев вместе с ноками достигала 29,9 м. Конструкция бушприта аналогична мачтам, его максимальный диаметр составлял 700 мм, длина- 14.1 м от носового перпендикуляра.
ТАКЕЛАЖ барка - пеньковый, ванты и фордуны были покрыты тиром (специальным составом черного цвета). В небольшом количестве применялись стальной трос и цепи. Блоки преимущественно деревянные. На вантах вместо выбленок крепились деревянные перекладины - балясины.

Image
Типовая конструкция корпуса стального винджаммера


Рангоут "Падуи" (ныне учебного парусного судна "Крузенштерн") сохранился в своем первозданном виде.

Image
Оснастка и паруса грот-мачты барка "Падуя":

1 - грот-бом-брам-рей, 2 - флагшток, 3 - бык-гордени, 4 - перты, 5 - топенанты, 6 - гитовы, 7 - верхний грот-брам-рей, 8 - шкот верхнего брамселя, 9 - нижний грот-брам-рей, 10 - верхний грот-марса-рей, 11 - шкот верхнего грот-марселя, 12 - нижний грот-марса-рей, 13 - нижний рей, 14 - риф-тали, 15 - шкот нижнего грота, 16 - галс нижнего грота, 17- топенант-тали, 18 - бугель бейфута, 19 - грот-марс, 20 - марса-драйреп, 21 - салинг, 22- брам-драйpen, 23 - бом-брам-драйреп; А - грот-бом-брамсель, Б - верхний грот-брамсель, В - нижний грот-брамсель, Г - верхний грот-марсель, Д - нижний грот-марсель, Е - грот.

Такелажные механизмы включали в себя 3 брасовые, 3 самотормозящиеся марса-фальные, 3 марса-фальные и брам-фальные лебедки, а также 6 двухзаходных ручных шпилей. Наиболее сложные из них - брасовые лебедки для обрасопки реев при сменах галса судна: они имели по три пары конических барабанов, и при навивке снастей одного борта с парного барабана на такую же величину сматывались снасти другого борта. Кроме того, на "Падуе" устанавливались более простые фальшбортные лебедки для шкотов и галсов нижних парусов. Все перечисленные механизмы имели ручной привод: паровых машин на судне не было.
ПАРУСА изготавливались из парусины "капгорновского" стандарта (весом 1 кг/м2). Общая площадь всех 32 парусов - 3800 м2**. Любопытно, что на весьма точной модели барка "Падуя", хранящейся в Морском музее города Бремерхафена, имеется 34 паруса: между фок-мачтой, 1-й и 2-й грот-мачтами установлено по 3 стакселя вместо двух на чертежах. Фотографий "Падуи" с полностью поставленными парусами не сохранилось, поэтому неясно, были эти два верхних стакселя в действительности или нет.
РУЛЕВОЙ ПРИВОД - ручной, типичный для больших винджаммеров прошлого века. Основной рулевой пост располагался на спардеке перед штурманской рубкой и состоял из двух насаженных на один вал штурвалов, изготовленных из тикового дерева. На юте был установлен запасной пост с приводом Дэвиса. Управление баллером руля осуществлялось с помощью штуртроса, пропущенного в специальных трубах вдоль всей верхней палубы судна. Перо руля - параболической формы. Для уменьшения напряжений в штуртросе, возникающих от ударов волн по рулю, предусматривалось специальное устройство с ножными педалями, позволяющее блокировать привод.
СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА. Якорное устройство включало в себя два становых адмиралтейских якоря весом по 3,25 т с якорь-цепями калибра 57 мм и длиной по 250 м. Якоря убираются на палубу полубака кат-балкой и кат-талями и крепятся аналогично тому, как это делалось на старинных парусниках - с помощью пертулиней и рустовов. Между клюзами и брашпилем установлены два винтовых цепных стопора.
"Падуя" имела электрическое освещение - под палубой полуюта был установлен дизель-генератор; рядом располагалась аккумуляторная для обеспечения аварийного освещения.
Носовые ходовые огни, установленные на полубаке в специальных башенках (производитель - фирма Текленборга, именовала их "маяками"), по традиции имели масляные либо керосиновые лампы.
Водоотливная и балластная системы оснащались помпами с ручным приводом. Также ручными были и три грузовые лебедки: компания Лайешей по-прежнему не желала тратиться на топливо и механические приводы, предпочитая строить свой бизнес на дармовом ветре и дешевом ручном труде матросов и учеников. И "Падуя" вошла в историю тем, что оказалась последним крупным парусником, построенным без вспомогательного двигателя. Все ее последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в качестве учебных.


*Данные для барка "Крузенштерн". По всей вероятности, расположение водонепроницаемых переборок на судне не изменялось.
**Ныне на "Крузенштерне" площадь 1 -го и 2-го гротов уменьшена - это связано с переделкой надстроек и шлюпочного устройства. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru