История кораблей История кораблей История кораблей

Коч - судно северных поморов

Image

Люди еще в XI веке смогли покорить воды Студеного моря (Северного Ледовитого океана). В этом им помогли надежные, добротные корабли – кочи. Строили эти суда поморы, отправлявшиеся на промысел и освоение новых земель. Кочи строились по той же технологии, что и ладьи: имели очень прочный набор, массивный киль, округлые обводы корпуса с развалом бортов от киля, прочную обшивку из сосновых досок, упругих и гибких. Все это делало кочи стойкими против сжатия льдами, очень надежными и долговечными. Поэтому подобные суда использовались поморами начиная с XI в. вплоть до конца XVII в.

Эти суда были не очень больших размеров: около 17-20 м. в длину, ширину имели 4-5 м., обладали небольшой осадкой – около 2 м., что позволяло им ходить по мелководью и свободно маневрировать в реках. Большие кочи более поздней постройки (XVI-XVII в.в.) имели 20-25 м. в длину и 5-7 м. в ширину. На таких судах ходил в экспедицию в 1648 году по повелению государя Семен Иванович Дежнев с командой около 90 человек. Именно им выпала честь стать первопроходцами по Северному ледовитому океану и первооткрывателями сибирских земель. Ходили на кочах и по сибирским рекам, забираясь в самые их верховья.

Коч имел очень простое парусное вооружение: во-первых, для легкости постройки; во-вторых, для удобства управления, но недостатком судна стала невозможность ходить против ветра. Поэтому в непогоду кочи отстаивались в бухтах и даже вытаскивались на берег или льды. Но при попутном ветре коч обладал отличной мореходностью и позволял проходить до 250 км пути в сутки. Судно имело один прямой узкий парус, выделанный обычно из шкур животных, позднее он изготавливался из холщовых полотнищ. Размер паруса был примерно 12-14 м в высоту, 8-9 м в ширину. Устанавливался он на высокой мачте, укрепленной при помощи вантов ближе к носовой части. Также поморы-судостроители часто устанавливали на свои суда штурвал для более легкого управления. Для подъема якоря на кочах устраивали специальный ворот (ручной шпиль). Управляла судном небольшая команда из 10 человек, при этом коч мог перевозить до 30 пассажиров и около 2000 пудов груза. Каюта "кормщика" (так поморы называли капитана) была устроена в корме судна, команда же размещалась в трюме. Там же располагался и камбуз.

Для сообщения с берегом на коче держали две-три лодки-осиновки, или, как их еще называли, набойницы, потому что при их изготовлении для увеличения высоты борта на осиновое основание набивались несколько сосновых досок.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru