История кораблей История кораблей История кораблей

Прямые паруса

В XVIII веке трехмачтовое судно с полным вооружением - корабль нес следующие паруса :
 
Image
 
Рис Континентальное судно 1-го ранга с прямым вооружениеманглийской ориентации, к исходу 80-х годов XVIII в.

    * Бушприт - блинд(1) и бовен-блинд(2)

    * Фок-мачта - фок(3), фор-марсель(4) и фор-брамсель(5)

    * Грот-мачта - грот(6), грот-марсель(7) и грот-брамсель(8)

    * Бизань-мачта - крюйс-марсель(9) и крюйс-брамсель(10)

С 1730 г. на малых судах паруса начали укорачивать и продвязывать их передней шкаториной к мачте. Это же делали до 1735г. и на больших судах, кроме больших линейных и Ост-индийских.

Применять бом-брамсели над брамселями стали лишь в последние 20 лет XVIII века.
 
Image
1. Парусина после взятия рифов
2. Подшивка
3. Верхняя шкаторина
4. Боковые шкаторины
5. Нижняя шкаторина
6. Ноковый изгиб
7. Шкотовый угол
8. Ликтрос
9. Боуты
10. Парусина, убираемая при взятии
соответстствующего рифа
11. Риф-банты
12. Риф-сезни
13. Ноковый кренгельс
14. Кость 15. Риф-кренгельс для
риф-шкентеля или штык-болта
16. Кренгельс риф-талей
17. Кренгельс для шпрюйта булиня
18. Стоплат

Прямые паруса несут на реях. Внешние кромки парусов, обшитые ликтросом называют шкаторинами. В зависимости от их положенияна прямых парусах различают верхнюю(реевую) и нижнюю шкаторины.
Углы парусов тоже имеют названия. На прямых парусах различают нижние углы - шкотовые и верхние - ноковые.
Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом.
Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Из последних отметим стоплат - нашивку с лица (Лицом у прямых парусов называется сторона, обращенная к корме, а изнанкой - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом - к правому.) марселя, служившую для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг. Шкотовые и ноковые углы, а также ликтрос дополнительно обшивают кожей.
Рифами называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. Чтобы укрепить парус в районе прохода риф-сезней, на него параллельно нижней шкаторине нашивают полосу парусины - риф-бант с отверстиями - риф-гатами.
Нижняя сторона паруса, обычно несколько изогнутая, с помошью шкотов и галсов прикрепляется в нижележащему рею или палубе судна.
Паруса имеют вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Такими парусами вооружаются крупные суда, называемые судами с прямым парусным вооружением. Прямые паруса позволяют развить судну очень высокую скорость, но только при попутных ветрах. Хождение галсами на судах с прямым парусным вооружением затруднено, так как наименьший угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью в носовой части судна равен примерно 67 градусов.
Прямые паруса легко ставить, крепить и брасопить.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru