История кораблей История кораблей История кораблей

Океания и Америка

Особенно способными мореплавателями были полине-зийцы. В эпоху, когда во многом более цивилизованные народы района Средиземного моря и Востока совершали плавания преимущественно вдоль берегов и редко отваживались выходить в открытое море, полинезийцы, располагавшие примитивной техникой, пустились в океан-ские просторы, заселяя новые земли. Именно они уже в Х в. н. э. открыли Новую Зеландию.

Image

Полинезийская лодка с противовесом, так называемая проа, это по существу сдвоенное, плавучее средство - катамаран. Такое устройство обеспечивало необходимую остойчивость во время волнения даже маленькому суденышку. Проа представляла собой выдолбленную из ствола дерева лодку, которая двумя или не-сколькими поперечными брусьями соединялась с бревном меньшего размера - противовесом. Для дальних плаваний полинезийцы пользовались большими, вмещавшими до нескольких сотен человек, сдвоенными лодками, построенными из отесанных досок, скрепленных тросами. Материалом для тросов служило растительное волокно. Суда имели наклонную мачту, на которой поднимался треугольный парус из циновок. Имелись также весла. Для увеличения полезной грузовой площади на соединявшие лодки поперечные связи укладывали обыкновенный дощатый настил. Управлялся катамаран руле-вым веслом. Полинезийцы располагали и собственными навигаторами. Ими были жрецы, знавшие направление морских течений и ветров и умевшие ориентироваться по звездам. Дальние плавания совершались значительными флотилиями, в которых десятки судов, выстроившись полукругом, двигались на расстоянии прямой видимости одно от другого, увеличивая этим общую площадь обзора флотилии.

Заселение полинезийцами тихоокеанских островов продолжалось приблизительно тысячу лет. Их суда, почти не претерпевшие изменений, используются в этом районе до наших дней.

Image

На Американском континенте заслуживает упоминания "доколумбовский" плот, применявшийся для перевозок и для ловли рыбы на Тихоокеанском побережье Южной Америки. Конструкция плота хорошо видна на рис. Он имел достаточную грузоподъемность, так как состоял из стволов бальсового дерева, древесина которого легче, чем пробка, и обладает достаточной прочностью. Плот передвигался либо на веслах, либо при помощи прямого паруса, крепившегося к двуногой мачте. При плавании использовались также прибрежные морские течения. Для удержания плота на курсе применялись рулевые весла и вспомогательные килевые доски. На палубе плота обычно устраивался навес, а сзади него, на корме очаг для приготовления пищи.
Другое плавучее средство, которое применяется с древности до наших дней для перевозок внутри континента и в прибрежных морских районах - тростниковая лодка. Примечательно, что она изготовляется из вязанок тростника и травы, почти так же, как древнеегипетская папирусная лодка.

Image

Лодка передвигалась преимущественно на веслах и с помощью вспомогательного прямого паруса, который крепился к трехногой мачте. Управление производилось рулевым веслом. Удивительна грузоподъемность этих суденышек, доходившая до четырех тонн. Центральноамериканские индейцы майя плайали вдоль побережья и внутри континента на простых, выдолбленных из стволов дерева каноэ, которые, хотя и достигали 20 м длины, не имели паруса, что значительно ограничивало их использование. На таком же низком уровне находилось, по всей вероятности, водное сообщение и в Северной Америке, хотя достоверных исторических данных, относящихся к предколумбовской эпохе, не сохранилось.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru