История кораблей История кораблей История кораблей

Индия, Китай и Восточная Азия


Индийская цивилизация развилась на равнинах бассейна Инда, в Пенджабе (Пятиречье) еще ранее 2500 лет до н. э. Древние индийцы поддерживали тесные связи (особенно торговые) с соседями и Египтом. Не подлежит сомнению, что существовал водный транспорт на реках и вдоль морского побережья, который обеспечивал преимущественно доставку тяжелых грузов.

Image 

Предполагается, что древние индийцы строили свои суда из древесины гималайского кедра, которая тоже доставлялась по воде. Конструкция и величина этих судов неизвестны - археологические данные не дали пока ответа на этот вопрос. В эпоху наивысшего расцвета древней Индии, в IV в. н. э., торговля с Персией, Аравией и Китаем была уже обычным делом и велась преимущественно морским путем. Важное значение имели порты Бхарукачха (нынеший Броч в устье реки Норбады), Тамралипти (нынешний Тамлук в Западной Бенгалии) и Камбей в Аравийском море. Хотя средневековая транзитная торговля сосредоточивалась главным образом в руках арабов, индийцы тоже умели строить морские суда, весьма напоминающие арабские дхау.

Image 

Индийский патамар имел более стройные носовые обводы, характерно изогнутый, поднятый плавной дугой вверх киль и парусное вооружение, состоявшее из трех латинских парусов.
Вытеснив с морских путей арабов, транзитные перевозки индийских товаров захватили в свои руки португальцы и китайцы. Индии так и не удалось стать перво-классной морской державой.
Китайская цивилизация возникла за три тысячелетия до н. э. в благоприятных природных условиях Восточного Китая, в бассейнах здешних великих рек. Международные связи Китая очень развились в средние века, и в этом немалая заслуга мореплавания. В то время был построен Великий канал длиной более 1000 км, соединивший русла двух великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы.

Image 

На реках и морях Восточной Азии до настоящего времени можно увидеть джонку, оформившуюся несколько тысячелетий назад, устройство, оборудование и использование которой с тех пор почти не изменились. Джонки строили не только китайцы, но и японцы и другие народы этого географического района. Джонка исполнялась в нескольких вариантах - от легкого судна для рыбной ловли и прибрежного плавания до большого четырехмачтового корабля, предназначенного для дальнего плавания и для перевозок (несколько сотен тонн груза и более ста пассажиров). Типичная китайская джонка имела очень полный корпус и высоко поднятые, с характерными тупыми окончаниями нос и корму. Суда передвигались преимущественно с помощью парусов, сделанных из бамбуковых циновок, укрепленных между бамбуковыми шестами. Весла играли вспомогательную роль. Для управления с незапамятных времен использовался расположенный в корме стационарный руль. Судя по внешнему виду и парусам, джонки, хотя и уступали современным им западным судам в управляемости, были, в общем, лучше оборудованы и приспособлены к длительным плаваниям. Кроме того, иногда в корпусе старинных джонок устраивались водонепроницаемые отсеки, что повышало непотопляемость судна.

Image 

Замечательной заслугой китайских мореплавателей явилось распространение в Х в. сведений о компасе, хотя первые упоминания о нем относятся еще к III в. до н. э. В Европу это изобретение попало через арабских купцов, которые переняли его у китайцев.
Заморская торговля Дальнего Востока шла через известные порты на юго-востоке Китая - Гуанчжоу и Ханчжоу - в район Персидского залива, на Малакк-ский полуостров, на Суматру, Яву, Филиппины и на Японские острова.
Восточноазиатские джонки были не только торговыми судами. Их использовали также для военных целей, а местные морские сражения нисколько не уступали средиземноморским. Так, например, в XIII в. н. э. армада из 1000 китайских кораблей, имея 100 000 воинов на борту, отплыла для покорения Японии (правда, в пути она была уничтожена тайфуном).
Особенное развитие мореплавание получило после свержения монгольского владычества, в XIV-XVIII вв. н. э. Свидетельствуют об этом, кроме всего прочего, семь больших экспедиций под командованием адмирала Ченг-Че, совершенных в Индонезию, Индию, Аравию и Африку. В одной из них участвовало 62 больших корабля, имевших, помимо значительного груза, 28 000 человек на борту. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru