История кораблей История кораблей История кораблей

Гитовы и гордени старинных судов


Паруса на старинных судах тоже имели гитовы, нок-гордени и бык-гордени, а именно: латинские паруса, стаксели и кливеры - ниралы; паруса трапециевидной формы - такие же гитовы, как и трисели современных парусников.
Гитовы и гордени нижних парусов

В каждом шкотовом углу есть свой гитов. Его коренной конец крепят на рее недалеко от мачты, ведут к блоку в шкотовом углу паруса, затем снова к рею. После этого гитов проводят через блок, находящийся вблизи места крепления коренных концов, и через блок, закрепленный на вантах, вниз, где крепят на утке или нагеле у фальшборта. На английских судах лопарь проводят вдоль мачты на ее нагельную планку (рис. 4).

Image
Рис. 4 Гитовы и гордени прямых парусов старинного судна.
I - гитовы нижнего паруса; 2 - гитовы марселя; 3 - гитовы брамселя; 4 - ванта; 5 - битенг; 6 - бык-гордени нижнего паруса; 7 - нок-гордени нижнего паруса; 8 - бык-гордени марселя; 9 - нок-гордени марселя.


Бык-горденей четыре: по два на каждой половине паруса. Первый (ближе к краю) бык-гордень крепят на нижней шкаторине, почти рядом со шкотовым углом, и ведут вдоль нее через несколько коушей, затем по передней стороне паруса поднимают вверх, проводят через блок на рее и другой блок под салингом марса и далее вниз на нагельную планку у мачты. Второй бык-гордень (ближе к середине) от нижней шкаторины ведут вертикально вверх и далее так же, как первый бык-гордень (см. рис. 4).
Проводка бык-горденей на английских судах показана на рис. 5, а.

Image
Рис. 5. Гордени нижних парусов старинных судов:
а - бык-гордени, XVII-XVIII вв.; b - нок-гордень со шпрюйтами и анапуть-блоками, XVII в.


Нок-горденей тоже четыре: по два на боковых шкаторинах. Первый крепят на боковой шкаторине посредине паруса на шпрюйте булиня, второй - несколько выше. Затем нок-гордени проводят через одношкивные блоки на рее и через двухшкивный блок на салинге марса и вниз, где крепят на нагельной планке у мачты (см. рис. 4 и 5).
Гитовы и гордени марселей

Гитовы крепят в шкотовом углу паруса, проводят через блок на рее и через блок на марсе, затем спускают рядом с нижними вантами вниз, ведут через блок, закрепленный на крайней ванте, и крепят на утке фальшборта (см. рис. 4).
Бык-гордени проводят так же, как и гордени на нижнем парусе. Лопари горденей ведут через блоки, установленные на краспицах салинга, и через блок на огоне штага. Затем их пропускают через марс и коуши на швиц-сарвенях и крепят на нагельной планке у основания мачты (см. рис. 4).
Нок-гордени крепят там же, где и нок-гордени нижних парусов. Их лопари, пропустив через блоки на краспиые салинга, ведут через блок, установленный на огоне стень-штага, затем вдоль начты вниз, через марс, коуши на швиц-сарвенях и крепят на нагельной планке у основания мачты (см. рис. 4).
Гитовы и гордени брамселей

Гитовы крепят в шкотовых углах паруса, проводят через блок на рее и через коуш на краспице салинга, затем через марс и крепят рядом с гитовами марселя (см. рис. 4).

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru