История кораблей История кораблей История кораблей

Шкоты старинных судов

Грота-шкоты крепили на рымах с внешней стороны борта, на бархоутах, затем проводили через блоки в шкотовом углу паруса, через блок, установленный на наружной стороне борта, далее через шкив-гат со шкивом у квартердека и закрепляли на утке "с лапками", находящейся на фальшборте у грота-вант (рис. 1 и 2).

Image
Рис.1. Шкоты нижних прямых парусов судов XVII (а) и XVIII в. (b).

Фока-шкоты вооружали так же, как и грота-шкоты. Во второй половине XVIII в. лопарь шкота стали крепить на утке второй палубы, под шкафутом.
Бизань-шкоты крепили на стропе блока у основания флагштока, проводили через блок в шкотовом углу паруса, затем снова через первый блок к утке на гакаборте.
Грот-марса-шкоты крепили, в шкотовых углах паруса при помощи простых кнопов, проводили через двойной, блок на ноке рея (через него проходил и топенант), затем через блок на середине рея и перед мачтой спускали вниз на битенг или на "мачтовый" кнехт второй палубы. Закрепляли шкоты на верхних концах битенгов, предварительно проведя через его второй шкив. (Мачтовый кнехт, подобно "фаловым" битенгам, состоял из двух вертикальных столбов со шкивами, крепко связанных с набором судна и стоявших перед нижней мачтой, и поперечной балки.)

Фор-марса-шкоты проводили так же, как и рассмотренные грот- марса-шкоты, только мачтовый кнехт, на котором их крепили, находился на баке.
Крюйс-марса-шкоты про-водили аналогичным обра-зом: пропустив через блок у основания мачты, шкот крепили на утке квартер-дека (см. рис.2).
Фор-, грот- и крюйс-брам-шкоты, а также бом-брам-сель- и трюмсель-шкоты - это тросы, которые использовали и как топенанты (см. рис. 2).

Image
Рис.2. Шкоты прямых парусов судов XVII-XVIII вв.
1 - шкот нижнего паруса; 2 - марса-шкот: 3 - брам-шкот; 4 - битенг для крепления шкотов.

Image
Рис. 3. Блинда-шкоты.


Блинда-шкоты
На ноках блинда-рея крепили длинные шкентели, в концы которых были вплеснены блоки. Шкот, коренной конец которого крепили вблизи коренного конца фока-шкота, проводили через блок шкентеля, затем через шкив в шкив-гате рядом со шкивом, через который проходил фока-шкот, и закрепляли на второй палубе, на утке внутри фальшборта.

Бом-блинда-шкоты
Бом-блинда-шкоты одновременно работали и как топенанты блинда-рея (рис.3).

Стаксель-шкоты
Стаксель-шкоты представляли собой двое талей с блоками. Два верхних блока были закреплены в шкотовом углу паруса, а два нижних - на палубе. Лопарь крепили на утке, стоящей на палубе рядом с блоком. На меньших стакселях ставили шкоты в виде простых тросов или горденей.

Кливер-шкоты
Они были такими же, как шкоты стакселей, и состояли из двух тросов, закрепленных на утках бака или под фока-вантами. 

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru