История кораблей История кораблей История кораблей

Штаги


Штаги - снасти стоячего такелажа, удерживающие мачты в продольном направлении; от мачт штаги идут к носу. Имеются фока-, грота- и бизань-штаги; фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-штаги, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-штаги и фор-бом-брам-, грот-бом-брам- и крюйс-бом-брам-штаги.
Штаги, как и ванты, выполняют из толстых растительных или проволочных тросов и устанавливают парами или поодиночке. Для образования двойного штага трос складывают пополам и недалеко от места перегиба ставят плоские или коренные бензели, в результате чего образуется огон.


Image
Рис.1 Натяжное устройство со штаг-блоком для обтягивания штага.
1 - штаг-блок, или штаг-юферс, 2 - штаг; 3 - штаг-юферс с металлической оковкой; 4 - талреп


На одиночных штагах делают огоны с бензелями (двумя или тремя) или простые плетеные огоны. Последние менее прочные. Иногда конец троса выделывают особо, в результате чего образуются две лапки с очками. Для установки снасти рангоут охватывают лапками и, продев в очки линь, вяжут плоский бензель. Лапки делают в том случае, если по тем или иным причинам нельзя поставить бензельный или плетеный огон, например на штагах нижних мачт и стеньг; при этом штаг накладывают поверх вант.
В местах трения, а именно огона на мачте и крепления юфер-сов, накладывают клетневину. Металлические штаги клетнюют полностью.
Штаги набивают талрепами на штаг-блоках или винтовыми талрепами. Штаговые блоки имеют стропы из растительного троса или железную оковку, причем обычно штаг-блок с железной оковкой коренной.


Грота-штаги
Грота-штаги. Обычно устанавливают два грота-штага, которые крепят на мачте при помощи лапок с очками. Концы обоих штагов набивают талрепами на штаг-блоках и закрепляют на палубе по бокам фок-мачты (рис.1).
Штаг-блоки ввязывают в штаг при помощи плоских бензелей; нижние блоки крепят на палубе к обухам. На клиперах грота-штаги не имеют талей, и их коуши, ввязанные в огоны, непосредственно крепят на обухах с обеих сторон от фок-мачты.

Фока-штаги
Два фока-штага заводят так же, как и грота-штаги. Если судно было небольшим и фок-мачта стояла близко к носу, то штаг набивали талрепом на штаг-блоках, нижний из которых устанавливали на бушприте (рис.2) или закрепляли на недгедсах; в последнем случае нижний блок заключали в железную обойму и крепили на обухе.


Image
Рис.2 Крепление фока-штагов на бушприте парусного судна XIX в.
1-бушприт; а-утлегарь; 3-левый фока-штаг; 4-правый фока-штаг, 5 - штат-блоки для ватер-бакштагов; б-штаг-блоки для ватер-штагов; 7-талреп штаг-блоков.

   


Image
Рис.3 Крепление бизань-штага на грот-мачте.
1 - грот-мачта; 2 - металлический бугель c рымом; 3 - коуш со скобой: 4 - бизань-штаг.


На современных парусных судах нижние концы парных фока-штагов не имеют талей и своими коушами крепятся на обухах.

Бизань-штаги.
Применяют одинарные или парные бизань-штаги, в зависимости от размеров судна. Набивают штаг-блоками и крепят на палубе около грот-мачты на обухах. На современных парусных судах бизань-штаги не имеют талей и идут к обухам на палубу или к железному бугелю на грот-мачте. С бугелем их соединяют с помощью штаг-блока или коуша и скобы (рис. 3).
Грот-стень-штаги

Стень-штаги, которые крепят на топе стеньги, бывают простые (одинарные) или двойные, как и нижние штаги (рис. 4). Оба конца двойных штагов у фок-мачты прохо-дят через два блока, расположенных выше места крепления ниж-них вант, затем их ведут на марс, где набивают талрепами на штаг-блоках или винтовыми талрепами. Если расстояние между грот-и фок-мачтами значительное, то штаги идут непосредственно к пяртнерсу фок-мачты и на палубе обтягивают талрепами, стоящими на обухах. Стаксель ставят на одинарный или на нижний штаг.



Рис.4 Установка стень-штага на стеньге
1 - стеньга, 3 - брам-стеньга; 3 - штаг.

   



Рис.5 Крепление нижнего конца крюйс-стень-штага.


На современных парусных судах штаги крепят при помощи коушей и обухов на фор-марсе или на палубе у пяртнерса фок-мачты. На шхунах и бригах грот-стень-штаг крепят на эзельгофте фок-мачты при помощи коуша и рыма.

Фор-стень-штаги
Фор-стень-штаги бывают простые или двойные. Их крепят на топе фор-стеньги. Затем оба штага проходят через шкивы, укрепленные в обоймах позади эзельгофта бушприта или через два блока, поставленных на том же эзельгофте. Далее штаги ведут вдоль бушприта и набивают талями из штаг-блоков, установлен-ных на недгедсах. Иногда фор-стень-штаги проходили через отверстия-гаты двух уток на ноке бушприта и обтягивались талями из штаг-блоков, установленных на недгедсах. Последний способ проводки применяли до первой половины XIX в. Двойной фор-стень-штаг мог огибать бушприт и утлегарь (или только утлегарь) и поддерживаться уткой.
Простой фор-стень-штаг оканчивается огоном с коушем и крепится на эзельгофте бушприта. Фор-стеньги-стаксель ставят на переднем штаге.

Крюйс-стень-штаги
Крюйс-стень-штаги обычно простые. Их крепят на топе крюйс-стеньги так же, как и предыдущие. Нижний конец штага закрепляют на марсе на огонах вант (рис. 5) или на бугеле, который находится на грот-мачте под марсом. Крюйс-стень-штаг набивают на грот-марсе талями с юферсами (на старинных судах) или, как грот-стень-штаг, непосредственно на эзельгофте.

Грот-брам- и грот-бом-брам-штаги
Грот-брам- и грот-бом-брам-штаги простые и имеют на верхнем конце сплесненный огон или огон, образованный при помощи плоских бензелей. Их устанавливают на топах соответствующих стеньг.
Грот-брам-штаг крепят на эзельгофте фор-стеньги или на фор-салинге, а бом-брам-штаг - на эзельгофте фор-брам-стеньги или на фор-бом-салинге. Иногда их вели через шкивы в эзельгофтах вдоль мачты вниз и крепили на огонах нижних вант.

Фор-брам- и фор-бом-брам-штаги
Фор-брам- и фор-бом-брам-штаги - это простые штаги, которые, как и штаги грота, накладывают на топы соответствующих стеньг плетеными или бензельными огонами. Фор-брам-штаг идет к ноку бом-утлегаря, где проходит через гат и гаком крепится на боковой стороне бугеля мартин-гика или, если на мартин-гике.
Фор-бом-брам-штаг проходит через гат на иоке бом-утлегаря и крепится гаком на бугеле мартин-гика или про-ходит через другой гат на мартин-гике и набивается талями с юферсами на недгедсах.

Крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-штаги
Крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-штаги - это простые штаги. Их устанавливают на стеньгах бизани, как и предыдущие. Крюйс-брам-штаг при помощи коуша крепят на эзелыофте грот-маты, иногда он проходит через маленький шкив на эзелыофте, спускается к грот-мачте вниз и набивается винтовым талрепом на марсе или на огоне нижних вант. Крюйс-бом-брам-штаг крепят на салинге при помощи коуша или, как крюйс-брам-штаг, на нижних вантах. При этом он проходит через небольшой шкив на эзельгфте.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru