История кораблей История кораблей История кораблей

Ванты и фордуны старинных судов


Ванты старинных судов обтягивали талями с юферсами, которые были похожи на современные. Они имели овальную форму и два-три отверстия. Кроме них применяли штаг-юферсы. К корпусу нижние юферсы крепили при помощи вант-путенсов, состоявших из одного или двух железных стержней или железной цепи. На рис.1 приведены некоторые виды старинных вант-путенсов.
Руслени повсеместно появились тогда же, когда и составные мачты. Выбленки начали применять с XV в., до этого времени на нижних мачтах ставили специальные трапы.
Ванты и фордуны изготовляли из толстого троса, причем уже с XVII в. их делали или парными, из одного троса, сложенного пополам, или одиночными, разбивными, из двух тросов, соединенных разрубным огоном. На концах тросов крепили юферсы, причем обычно ставили три бензеля, первый из них - вплотную к юферсу.

Image
Рис.1 Старинные вант-путенсы:
а - 1500 г.; b - 1500-1600 гг.; с, d - 1650 г.; е, f - 1700 г.


Обычно на каждом борту судна имелось: на фок-мачте - восемь вант, на грот-мачте - девять и на бизань-мачте - шесть. Кроме этого, на каждом борту было на фор-стеньге - три фордуна, выполненных из четырех тросов: двух, сложенных пополам, или двух, соединенных разрубным огоном; на грот-стеньге - четыре (из четырех тросов, сложенных пополам) и на крюйс-стеньге - только один. Брам-стеньги имели по два фордуна на каждой стороне (рис.2,3).

Image
Рис. 2. Стоячий такелаж судна XVIII в.
1 -нижние ванты; 2 -стень-ванты; 3 -брам-ванты; 4 -руслень; 5 -вант-путенсы; 6, 7 -путенс-ванты; 8 -фордуны.

Image
Рис.3 Установка вант на топе мачты судна XVIII в.


Вооружение нижних вант и фордунов

Руслени - мощные балки, установленные горизонтально на бархоуте. Руслени крепили к корпусу и дополнительно подкрепляли кницами и железными или деревянными подпорками - пютенгами. Различали фок-, грот- и бизань-руслени. Под русленями стояли вант-путенсы, к верхним концам которых при помощи железных оковок были присоединены юферсы. Коренной конец талрепа, пропущенный через юферс, заканчивался талрепным кнопом и крепился на юферсе, а ходовой - на нижнем конце вант.
Вант-путенсы - два больших вытянутых звена, выполненных из пруткового железа. Верхнее звено заводили в очко стропа юферса, конец второго был изготовлен в виде маленького кольца. На это кольцо накладывали железную пластину - путенс-планку с двумя отверстиями. Через них, кольцо вант-путенса, борт и вну-треннюю обшивку пропускали болты с плоскими круглыми головками. Концы болтов шплинтовали. Обычно вант-путенсы крепили на корпусе на высоте третьего бархоута, граничащего с нижними косяками пушечных портов второй палубы. Вант-путенсы бизани, как правило, не имели путенс-планки, крепили их только одним болтом. В местах прохождения вант-путенсов на руслене делали вырезы, которые после установки вант-путенсов прикрывали деревянной рейкой - регелем. (См. Рис.4 )


Image
Рис.4 Руслень и вант-путенсы барка XVIII в.
1 -вант-путенс-юферсы; 2 -руслень; 3 -металлический пютенг; 4 -кница; 5 -регель русленя; 6 -вант-путенсы, 7 -путенс-планка; 8 -болты.


Выбленки ставили на нижние ванты, а внизу, вблизи юферсов, и вверху, вблизи марса, где ванты сближались, на них крепили мощный конец - ворст, предназначенный для удержания вант на равном расстоянии друг от друга.
Сей-шкентели ставили до установки вант на топ мачты для подсоединения гиней, "больших талей" и "добавочных вант" (см. далее). Гини служили для подъема тяжелых грузов и шлюпок. Обычно на фок- и грот-мачтах было по два сей-шкентеля (по одному на каждой стороне).
"Добавочные ванты" (их называли "фальшванты" или "шторм-ванты") состояли из двух пар вант, которые заводили во время шторма для облегчения работы обычных вант; применяли на галионах и судах более позднего времени. К нижним мачтам их крепили огоном или подсоединяли к сей-шкентелям и тянули к русленю в корму за постоянными вантами.
"Шторм-фордуны" применяли лишь при плохой погоде. Фордун на верхнем конце имел кренгельс, а на нижнем - огон с коушем, в который заходил гак талей фордуна. При кормовых ветрах устанавливали два фордуна, по одному на каждой стороне мачты, а при боковых - только один, с наветренной стороны. Второй блок талей фордуна крепили гаком на руслене.
"Большие" тали на сей-шкентелях использовали для обтягивания вант и подъема легких грузов. В нерабочем состоянии гак нижнего блока и гини крепили на обухе русленя. Двое талей на сей-шкентелях фок-мачты применяли в основном для работы с якорными канатами. На ноки реев для различных работ заводили так называемые нок-тали. На современных парусных судах их устанавливают при необходимости.


Image
Рис.5 Оплетка вант:
I-III - первый-третий шаги. 1 - ванты; 2 - швиц-сарвени


"Оплетка" вант. Ванты правого и левого бортов под фока-и грота-марсами связывали между собой при помощи шхер-тросов или швиц-сарвеней. Это облегчало проводку бегучего такелажа сверху. Оплетка вант показана на рис.5. Иногда к шхер-тросам привязывали коуши, через которые пропускали бегучий такелаж.
"Боевая оплетка" аналогична вышеописанной. Шхер-тросы оплетали два деревянных штока, установленных на высоте 2/3 длины нижних вант. К тросовой оплетке крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангоута и такелажа не падали на людей, находящихся на палубе. В конце XVIII в. эту оплетку заменили особыми тросами, закрепленными на рангоуте, которые поддерживали тали и тросы стоячего и бегучего такелажа, если их срезало огнем противника.

 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru