История кораблей История кораблей История кораблей


Нижние ванты и фордуны из растительных тросов

Ванты
Вантами называют тросы стоячего такелажа, удерживающие мачту с боков. Нижние мачты и стеньги имеют свои собственные ванты. Ванты нижних мачт, которые идут от топа соответствующих нижних мачт до вант-путенсов на фальшборте, называются фок-, грот- и бизань-вантами; ванты стеньг, идущие от салинга стеньги до путенс-вант соответствующего марса, - стень-вантами, фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-вантами; ванты брам-стеньг, идущие от топа брам-стеньги до путенс-вант бом-салингов, - брам-вантами, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-вантами.

Фордуны
Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и сзади фордунами. Их крепят на соответствующих мачтах, проводят к бортам судна и набивают так же, как и ванты. Благодаря применению фордунов можно уменьшить число вант на мачтах и отказаться от постройки особо мощных салингов и марсов.
Фордуны называют по мачтам, на которых они стоят. Имеются фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-фордуны, обычно две или три снасти с каждого борта, и один или два брам-фордуна и бом-брам-фордуна, тоже с каждого борта.
    
Image
Стоячий такелаж парусного судна XIX в.
1 -нижняя мачта, 2 -марс; 3 -стеньга; 4 - брам-стеньга, 5 -салинг, 6 -нижние ванты; 7 -стень-ванты; 8 -брам-ванты: 9 -путенс-ванты; 10 -стень-фордуны; 11 -брам-фордуны; 12 -бом-брам-фордуны; 13 - шкентель сей-талей, 14 -тали марса-фала(драйрепа); 15 -штаги.    

Image
Ванты:
а -разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей; b- парные.
1 -юферсы; 2 -плоский бензель; 3 -клетневка; 4 -огон.

Ванты и фордуны изготовляют из толстого растительного троса; они могут быть парными или одиночными, т. е. разбивными. Для получения первых трос необходимой толщины и длиной, равной двум длинам мачты, складывают пополам и на некотором расстоянии от сгиба делают бензель. Образовавшийся огон накладывают на топ мачты. Чтобы ванты не перетирались в месте огона, а также на концах (в местах крепления юферсов), их клетнюют.


Вооружение нижних вант и фордунов
К вооружению нижних вант и фордунов относят вант-путенсы, руслени, сей-шкентели и ворсты.
Вант-путенсы - железные полосы прямоугольного сечения, устанавливаемые на борту судна при помощи сквозных болтов; к вант-путенсам крепят юферсы или винтовые талрепы. Раньше на нижнем конце вант-путенсов часто ставили путенс-планку, служившую для его дополнительного крепления к борту.

Image
Вант-путенсы современного парусного судна.
1 - руслень; 2 - регель русленя; 3 - путенс-планка; 4 - вант-путенсы.

Руслени - горизонтальные балки, с помощью которых верхние концы вант-путенсов относят от борта, для того чтобы ванты и фордуны имели больший разнос. Руслени соединяют с фальш-бортом при помощи деревянных книц и металлических подпорок - пютенгов. В руслене проделывают вырезы для прохода вант-путенсов, сверху вырезы закрывают деревянной планкой - регелем. Различают фок-, грот- и бизань-руслени правого и левого бортов. Руслени были не на всех парусных судах. На малых и средних (бригах, бригантинах и др.) обычно вант-путенсы крепили различными способами непосредственно к корпусу.
Сей-шкентели - короткие растительные или проволочные тросы, толщина которых одинакова с толщиной вант. Сей-шкентели огоном накладывают на топ мачты. В огоне второго конца находится коуш, к которому крепят блок гиней - сей-талей, служащий для подъема больших грузов. В нерабочем состоянии сей-тали закрепляют на руслене за вантами.

Image
Выбленки

Ворст - оплетенный деревянный шток или железный прут, поставленный горизонтально над талрепами вант и фордунов. Он служит для удержания талрепов на одинаковом расстояний друг от друга. Одновременно ворст является первой ступенькой на вантах при подъеме на мачту.
Выбленки - тированные растительные концы, располагаемые горизонтально на вантах на равном расстоянии друг от друга. Они образуют ступеньки для подъема на рангоут судна. На современных парусных судах выбленки выполняют из проволочных тросов, железных или деревянных прутов - балясин. Выбленки подвязывались при помощи специального выбленочного узла.
Установка нижних вант

Огоны нижних вант накладывают на топы нижних мачт и опускают до лонга-салингов. При этом вначале устанавливают носовые парные ванты правого и левого бортов. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

Image
Крепление стоячего такелажа на топах мачт и стеньг:
а - нижних вант; b- стень-вант и стень-фордунов; с - брам-вант и брам-фордунов; d - бом-брам-фордунов. 1 -ванты; 2 -штаги; 3 -фордуны; 4 -клотик; 5 -леер для стакселя.


Стень-ванты
Эти ванты имеют диаметр меньший, чем нижние; их устанавливают на стеньгах соответствующих мачт и набивают талрепами, стоящими на марсах. Вант-юферсы стень-вант меньше, чем нижних вант, но крепят их одинаково. Нижние юферсы закрепляют на железных прутьях - путенс-вантах, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. На металлических вантах применяют винтовые талрепы.

Image
Путенс-ванты.
1 - путенс-ванты; 2 - путенс-вант-юферсы; 3 - путенс-вант-бугель.

Иногда путенс-ванты составляют со стень-вантами единое целое, ванты идут от топа стеньги через боковые отверстия в марсе и далее на путенс-вант-бугель. Но так поступают только на небольших парусных судах. Путенс-ванты называют по мачтам, на которых они стоят, а именно: фор-, грот- и крюйс-путенс-ванты правого и левого бортов.
Стень-ванты тоже имеют выбленки и ворсты (последние только на больших парусных судах). От марса к путенс-вант-бугелю проводят два-три троса с кнопами, облегчающими подъем на марс. Их называют "марс-шпринг-перты". На больших судах эти тросы, представляющие собой своего рода переход от нижних вант к стень-вантам, имеют выбленки. На таких судах обычно имеются и стень-сей-шкентели; к ним присоединяют тали, которые служат для подъема легких грузов. Вначале, до установки вант, на стеньги накладывают шкентели, и в нерабочем состоянии их крепят позади вант на руслене. Затем на стеньги ставят фордуны, которые крепят еще дальше в корму.
Брам-ванты и брам-фордуны

Брам-ванты по толщине еще меньше, чем стень-ванты. Тали брам-вант крепят на путенс-вантах салинга. Сами же путенс-ванты крепят к боковым рымам бугеля, находящегося под ракс-бугелем марса-рея. На малых судах брам-ванты составляют единое целое с путенс-вантами. Фордуны от топа соответствующей брам-стеньги проводят через рожки салинга и крепят за вантами в корму. Брам-ванты на больших парусных судах иногда имеют выбленки.
 

Сигналы
Терминология
Галерея
Мореходы
Команда
Морские узлы
Чертежи
Модели
Форум
Ссылки
Литература

История кораблей
Ценам - вниз!

Снижена стоимость чертежей в магазине. Теперь у вас есть возможность покупать чертежи и через отправку SMS!

 
Новое на сайте

Новинка - Магазин чертежей парусных кораблей! Чертежи разработаны профессионалами и лицензионно чисты; исключительные права на распространение в Интернете принадлежат сайту SailHistory.ru. Новый раздел будет дополнять существующий "Бесплатные чертежи".

 

прочие новости






Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал . Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Карта сайта. Создание сайта - компания ProLabs.
–ейтинг@Mail.ru